С первого сентября в школах Пермского края внедряется новая система оплаты труда.
С сентября 2008 года данная система оплаты труда уже апробирована в семи пилотных территориях края - Гремячинске, Краснокамске, Большесосновском, Осинском, Пермском, Оханском районах и пяти школах Перми. Всего в эксперименте были задействованы 99 школ (почти 2,4 тысячи педагогов). Суть проекта в том, что размер зарплаты педагога начинает напрямую зависеть от результатов его труда: учитываются и баллы ЕГЭ, и оценки учеников, и их победы на олимпиадах разных уровней. Главное - "включить" материальный стимул и мотивировать педагогов на более качественный и интенсивный труд.
Результаты эксперимента уже налицо. Например, в Краснокамском муниципальном районе на новую систему оплаты труда были переведены 16 школ. И заработная плата педагогов в среднем по району выросла на 35 процентов - до 13 тысяч рублей. А в Майской школе благодаря высокой наполняемости классов оплата труда педагогов увеличилась на 62 процента! Наибольший рост зарплаты, до 70 процентов, - у учителей с небольшим стажем работы и разрядом оплаты труда ниже 10, не имеющих квалификационной категории. У работников, имеющих высшую квалификационную категорию, повышение составило в среднем 15 процентов.
Как ни странно, у учеников тех школ, что участвуют в эксперименте, улучшилась успеваемость и результаты итоговой государственной аттестации в девятом классе: со средней оценки 2,84 до 3,5 баллов - по алгебре, с 3,41 до 3,6 по русскому языку.
С первого сентября 2009 года эту систему оплаты труда начнут поэтапно внедрять во всех школах края. Для начала Управляющие советы школ (в состав которых входят родители, учителя, ученики старших классов, депутаты и представители общественных организаций) должны решить, на основании каких именно показателей учителям станут начислять стимулирующую часть заработной платы. После того, как новая "тарифная сетка" будет утверждена, все педагоги края начнут получать зарплату по новому. Предположительно, это произойдет к концу 2009 года.
Николай Карпушин, министр образования Пермского края:
- Мы формируем мотивированного на результат в обучении педагога. За результат учитель и будет получать зарплату. Причем закладывается мотивация на интенсивный труд, оптимизируется учебный план. За короткий срок учитель должен дать максимально качественный результат. При этом применяется методика оплаты - ученико-час. Это значит, что каким бы мастером ни был учитель, если класс пустой, денег он за работу не получит. Количество учеников существенно влияет на зарплату.
Работу учителей будут оценивать по показателям успеваемости, здоровья и воспитания ребенка. При этом каждая школа может добавить свои критерии. Сложность в том, как найти стимулирующие средства в бюджете. Они должны быть отдельно выделены и не включать в себя работу по проверке тетрадей или классное руководство. С сентября обязательные работы будут оплачиваться в основном окладе. Второе - нам нужно научить учителей и родителей грамотно взаимодействовать друг с другом. Так, чтобы родители следили за процессом обучения и принимали участие в оценке труда педагогов, а значит, и в формировании оплаты его труда.