Больше ста человек, бывших жителей деревни Савино Бердюжского района, раскиданных ныне по всей необъятной России и даже за ее пределами, съехались на открытие памятника селу.
Уже давно на савинских улицах, где в память о прежней жизни осталась лишь пара покосившихся и просевших в землю домишек, не поют по утрам петухи, не видно в морозные утренние часы струящегося из русских печей "хлебного" дыма. 250 лет отметила бы в следующем году деревенька. Не дожила до юбилея всего ничего: деревни, как люди, рождаются, живут, умирают…
Они не видели друг друга кто двадцать, кто тридцать, а кто и сорок лет. И никак не думали, что когда-нибудь встретятся. Причем не где-нибудь, а на родной улице, по которой в детстве вместе гоняли на луг коров, вместе на покосившейся лавочке обсуждали деревенские новости или гуляли на деревенской свадьбе. Вот только теперь здесь нет ничего, все поросло бурьяном.
Больше года потребовалось членам Бердюжского землячества, чтобы собрать историю исчезнувшей с карты района деревни, разыскать ее бывших жителей и их потомков. И это получилось. Многие, как только получили известие о том, что на месте села будут ставить памятник, сразу решили: "Надо ехать". Кого привел сыновний долг, кого детские воспоминания. Люди прибыли отовсюду: из Тюмени, Подмосковья, Свердловской и Омской областей, Хабаровского края, Казахстана, Англии. Владимир Шмелев, ветеран Вооруженных сил, не бывавший в Савино сорок пять лет, добирался из Таганрога на поезде аж трое суток.
Такого события не смогли пропустить даже ветераны. 91 человек ушел в сорок первом году из Савино на фронт, вернулись только 39. Сегодня в живых лишь трое. Двое из них - полные тезки Михаилы Чекуновы - и открыли памятную стелу.
Стоящая в тридцати метрах от дороги, рядом с рощей, теперь она будет напоминать путникам о том, что когда-то здесь была деревня.
- За последние годы это самый большой праздник в моей жизни, - признался в этот день односельчанам председатель Бердюжского землячества Леонид Третьяков.
Его, прожившего здесь четверть века, как и остальных, сделать великое дело позвали душа, земля.
А все началось с того, что в одной из тюменских газет Леонид Петрович однажды прочитал, что в двух районах области восстанавливают память умерших деревень. Активист срочно собрал совет Бердюжского землячества и предложил обратиться с подобной инициативой в районную администрацию. Предложение поддержали.
Памятник Савино - не первый на территории района. В прошлом году увековечили деревню Сугатово. Тогда же на торжественном мероприятии постановили, что на месте всех 19 исчезнувших деревенек в районе будут установлены подобные памятные знаки.
На стелу Савино, как и Сугатово, собирали всем миром. Руководители предприятий помогли и деньгами, и техникой.
Савинский народ всегда был дружный, уже за накрытым праздничным столом вспоминали односельчане. Восемьдесят процентов жителей приходились родственниками друг другу. Так бы, наверное, и дружили, не умри деревня. А ведь большая была. Свыше 800 жителей насчитывалось здесь когда-то. Но в конце пятидесятых годов прошлого века сразу несколько деревень в районе были признаны неперспективными. Савино в их числе. Из деревни постепенно угнали скот и технику, убрали сельский совет, почту, медпункт. Закрылись и два родильных домика, в которых в течение почти десяти лет Варвара Коклемина и ныне живущая в Тюмени Нина Третьякова без помощи районных акушерок принимали на свет младенцев. Семилетняя школа постепенно стала начальной. Вот тогда люди и начали покидать село.
Сегодня у них осталась только память. Но такая дорогая, что порой душу щемит.