27.08.2009 01:00
    Поделиться

    Алексей Смертин: Я себя не вижу в качестве тренера

    Бывший капитан сборной России - о том, чем можно заняться футболисту после завершения карьеры

    В этом году один из самых успешных российских легионеров Алексей Смертин без лишнего шума повесил бутсы на гвоздь.

    Но в отличие от многих коллег не исчез, не растворился в толпе. Напротив, он развернул кипучую общественную деятельность в родном Барнауле и даже успел освоиться в роли телекомментатора. О том, чем заняться после футбола, Алексей Смертин рассказал в эксклюзивном интервью "Российской газете".

    Тренером точно не буду

    Российская газета : Алексей, вы как-то плавно и для многих незаметно завершили карьеру игрока. Хотя еще весной вас вроде бы звали и в узбекский "Бенедкор", и в американские клубы, и в "Кардифф". Почему решили, что все, хватит?

    Алексей Смертин : Предложений действительно было много. Но, к примеру, "Кардифф" меня не устраивал, потому что команда не играла в английской Премьер-лиге. И не из-за самолюбия, а по той причине, что в первой лиге гораздо сложнее играть. Прежде всего физически. Потому что мысли там меньше, а борьбы больше. И нужно быть наделенным какими-то качествами, чтобы там играть. В конце концов нужно просто быть молодым. А у меня не было таких параметров, по которым я устраивал бы эту лигу. Другие предложения тоже отклонил по тем или иным причинам. Поэтому решение закончить карьеру было осознанным. Не просто взял, плюнул и завершил. Раз не получилось играть дальше, ничего страшного. Сожалений нет.

    РГ : Вы как-то сказали по поводу завершения карьеры, что "лучше уж пусть "Фулхэм" будет моей последней командой, чем непонятно какой клуб". Это важно - закончить в приличном месте?

    Смертин : Не хочу навязывать свою точку зрения, но для меня это было действительно важно - закончить в хорошей команде. Хотя многие футболисты идут до конца и по ряду причин, о которых не хотелось бы говорить, продолжают играть.

    РГ : Причины понятны - деньги.

    Смертин : Ну да, деньги, несомненно. Это же постоянный заработок, и он дает ощущение комфорта. Но есть и другая причина. Неуверенность в завтрашнем дне движет футболистами. Потому что по большому счету человек, занимающийся футболом, ничем, кроме футбола, никогда в жизни и не занимался. А я все-таки более уверенный в этом плане.

    РГ : При этом вы в отличие от многих футболистов, насколько я понял, совершенно не собираетесь работать тренером?

    Смертин : Нет, действительно не собираюсь. Я видел много тренеров, и поэтому - нет. Хотя знания есть, есть наработки, которые можно использовать, но я себя не вижу в качестве тренера.

    РГ : А почему?

    Смертин : Когда ты чем-то занимаешься, очень важно иметь мотивацию. Только при таком подходе можно добиваться какого-то определенного прогресса, успехов. Если у тебя нет мотивации, то лучше, наверное, этим не заниматься. А у меня какого-то огромного желания тренировать не было.

    Отдаю долги "малой родине"

    РГ : При этом сейчас вам хватает загруженности - футбольная школа Алексея Смертина, депутатские обязанности, благотворительный фонд. Сколько времени на работе проводите?

    Смертин : Сейчас, с одной стороны, время есть. С другой стороны, его нет. Потому что график ненормированный. Футболистам в этом плане проще. Знаешь, что в воскресенье - выходной, потому что в субботу - игра. А здесь нет. Зато сейчас есть возможность заниматься самообразованием, учиться, постигать что-то новое.

    РГ : С семьей, с сыном больше времени стали проводить?

    Смертин : Меньше (смеется). Меньше, потому, что все время разъезды. Сейчас, правда, сын в Бордо ездил со мной. Ему этот город до боли знаком, поэтому он там с радостью провел время.

    РГ : А что вы делали в Бордо, если не секрет? Вы ведь там играли давным-давно?

    Смертин : У меня давно, еще с 2000 года, с клубом "Бордо" сложились теплые отношения. Они уже перерастают в деловые, потому что общеизвестно, что детская школа "Бордо" является одной из самых мощных в стране. В Барнауле, в Алтайском крае тоже создана школа. Я обратился к руководству "Бордо" о сотрудничестве. Мы договорились о том, что сейчас сделаем первый шажок - наши тренеры поедут в Бордо, получат какой-то опыт, изучат методики. После чего есть договоренность, что и представители французской команды поедут к нам в Барнаул - посмотреть.

    РГ : Вы ведь в Барнауле не только этим занимаетесь?

    Смертин : Мы открыли одиннадцать филиалов школы по всему Алтайскому краю, а не только в Барнауле. Это часть социального проекта. По большому счету социальной жизнью я уже занимаюсь давно, года три. Еще когда я был игроком "Динамо", "Челси", понимал, что рано или поздно буду заниматься общественной деятельностью, начиная со своего родного края, как это и полагается.

    РГ : Вот вы говорите: "как и полагается". Но, мне кажется, редко кто решится, вместо того чтобы спокойно осесть в Москве, возвращаться в Алтайский край и что-то пытаться там налаживать. Вы давно решили для себя, что хотите именно этого?

    Смертин : Давно. Особенно, пожив за границей, понял, насколько для меня важна Россия в целом и такое понятие, как "малая родина". Ты как бы сторицей платишь за то, что она тебя воспитала, сделала из тебя футболиста. Я же - выходец из Барнаула. Здесь играла моя первая команда. Я чувствую и вижу, что могу быть полезным для края. Очень важно не просто что-то брать, а я взял воспитание у родителей, у тренеров. Теперь есть возможность, и, соответственно, желание отдавать. Понимаешь, насколько важно твое присутствие, допустим в деревне, которая находится на границе с Казахстаном. Ты едешь чуть ли не за 500 километров, чтобы провести мастер-класс. А когда ты туда приезжаешь, понимаешь, насколько важно детям увидеть футболиста, который из этого же Алтайского края. Внушить им уверенность в себе, и надежду, что и они могут играть и добиться успехов.

    РГ : Вас земляки воспринимают как известного футболиста или как государственного деятеля?

    Смертин : Это зависит от людей. Если брать людей пенсионного возраста, то для некоторых из них я в первую очередь депутат. Для большинства - футболист, земляк известный. А вчера, например, подошел тренер из нашей футбольной школы и рассказал, как пришли новые ребятишки записываться. Так вот, один из ребят говорит: "А это правда - школа того человека, который футбол комментирует? Это правда - школа комментатора Смертина?" (Смеется.)

    Комментатору нужен запал

    РГ : Кстати, по поводу комментаторства. Как вы себя в этой роли ощущаете?

    Смертин : Довольно комфортно. Ты говоришь о том, что тебе до боли знакомо: ты через все это прошел. И поэтому все ситуации, которые происходят на поле, можешь разобрать. Мне кажется, телезрителям интересно, когда есть комментатор, который ведет игру, и специалист, который разбирает моменты.

    РГ : Получается так, что суждения Виктора Гусева вы частенько опровергаете. Он не обижается на это?

    Смертин : Нет, наоборот. Виктор понимает, что есть человек, который провел всю свою сознательную жизнь в футболе, поэтому он доверяет ему. И разногласий у нас не было. Я в свою очередь понимаю, что он - мэтр в комментировании. И поскольку привык относиться ко всему, что делаю, очень серьезно и добросовестно, возникло желание учиться, пойти в институт речи. Буду проходить курсы, заниматься.

    РГ : Болельщикам нравится, что вы говорите, но многих не устраивает, что звучите при этом довольно монотонно. Согласны с критикой?

    Смертин : Есть в этом правда, действительно. И я могу себя упрекнуть в том, что нужно быть эмоциональнее. Особенно если матч не слишком интересный, то здесь у комментатора должны включаться какие-то дополнительные ресурсы. Чтобы он мог привлечь зрителя или какими-то историями, которые знает, или еще чем-то. Но голос должен быть чуть активнее. И это как раз одно из направлений, которому придется обучиться: быть более активным. Запал должен быть у комментатора. Поэтому здесь есть над чем работать.

    Досье "РГ"

    Одно из увлечений Смертина - авиация. Алексей прыгал с парашютом и летал на реактивном самолете в качестве пассажира.

    Смертин - главный ценитель вина в российском футболе. При этом до переезда в Бордо он вообще не употреблял этот напиток.

    За три года во Франции Алексей играл только в одной команде - "Бордо", а в Англии за пять сезонов примерил майки четырех клубов - "Челси", "Портсмута", "Чарльтона" и "Фулхэма".

    7 сентября 2007 года Алексею Смертину был присвоено звание "Почетный гражданин города Барнаула", а 1 марта 2009 года он был избран депутатом Алтайского краевого Законодательного собрания.

    Поделиться