27.08.2009 03:00
    Поделиться

    Номинанты Союзной премии художники Ткачевы провели мастер-класс на даче

    В гостях у художников, номинированных на союзную премию

    Наша газета уже сообщала о том, что известные российские художники братья Ткачевы номинированы на премию Союзного государства в области литературы и искусства за цикл картин "Родная земля". Алексей Петрович и Сергей Петрович Ткачевы - художники уникальные, ибо пишут они в две кисти. Свое совместное содружество они начали шестьдесят лет назад, в 1948 году, создавая эскизы к знаменитому полотну "Детвора". И с той поры трудятся вместе.

    С весны до осени народные художники Ткачевы живут на своей даче в Тверской области. Дом стоит на берегу озера напротив березы, которую рисовал еще Рерих. Это красивое место находится между Питером и Москвой.

    Братья Ткачевы живут и творят вместе. Несмотря на преклонный возраст, очень общительные и живые. Дом находится на горке, так что писать природу можно не выходя за калитку. Прямо во дворе стояли мольберты, тут же сохла новая картина - яблоки в лукошке...

    В гости к Ткачевым приехали участники мастер-классов, организованных Постоянным Комитетом Союзного государства. Ткачевы встретили молодежь на крылечке деревянного дома, показали живописные места. Основное место работы - московская мастерская, но здесь, на природе, художники набирают этюдный материал на весь год.

    Прямо под яблонями и пошел наш разговор. Братья вынесли из дома иллюстрированный альбом и показали ребятам: "Это - наш автопортрет, эта картина в белорусском Низке написана, эта наша знаменитая картина "Между боями". Это мама наша, это "Прачка", которая целый переворот в искусстве сделала. Теперь картина в Америке. Вот - "Хлеб - голодным". Тоже знаменитая наша картина: бабы пашут на себе".

    - Что вас связывает с Беларусью?

    - С Беларусью у нас связано 10 лет жизни. Учились в Минске, в Союз художников там приняли, участвовали в декадах белорусского искусства в Академии художеств, в 1955 году получили медаль за трудовое отличие.

    - Мы историю белорусского искусства лучше вас знаем, - обратился к молодым белорусским художникам Алексей Ткачев. - Война застала брата в Витебске, в 18 лет он был уже под бомбежками.

    - Что это за деревня Низок?

    - Деревня Низок в Минской области - знаменитое белорусское место, где родился белорусский Есенин - Павлюк Трус. Кондрат Крапива, баснописец, оттуда родом. Там сейчас создается музей деятелей культуры. К нам обратились с просьбой отдать работы, которые мы писали в Низке. Мы собрали там много этюдов для двух известных картин - "Обливание" и "В поле самолеты летят". К нам тогда очередь стояла из пацанов - позировать.

    - Как вместе работаете?

    - Собираем материал сообща, а уже потом то один пишет, то другой "добивает".

    - Этот дом - ваш?

    - Наш. Реставрировали дом деда жены, где бывал еще Репин. Дед жены жил в Петербурге, у него была лавочка на Невском, а бабушка жены служила горничной у дочерей царя.

    - Дачей занимаетесь?

    - Теперь мы только рисуем. Многие думают: профессия художник - легкая, а нужно отдаваться ей полностью. Писатель Куприн в Париже пришел посоветоваться к художнику Нилусу начет своей дочери - быть ли ей художницей? Нилус сказал, чтобы она забыла про платья, внешний вид, тогда из нее что-то выйдет.. Она стала актрисой.

    - С каких лет стали рисовать?

    - Как помню себя, - отвечает Алексей Петрович. - У нас была большая семья - брат разыскал в Бежецке Дом пионеров, мы пошли за ним. Рисовали все четверо, а художниками стали двое.

    - Почему так вышло?

    - Трудно сказать: я в художественную школу экзамены не сдавал. В 39-м году была образована по инициативе папанинцев и летчиков-героев художественная школа. А годом раньше журнал "Юный художник" организовал конкурс "Наша родина", на который я послал две свои работы - "Маки" и "Отдых рабочих". Потом телеграмма в изокружок пришла: "Алексей Ткачев по результатам конкурса получил первую Всесоюзную премию и без экзаменов зачислен в Московскую художественную школу". Так что я наутро проснулся знаменитым на весь Бежецк. Меня братья отвезли в Москву - батька одного не отпустил, боялся, что заблужусь...

    Разговор продолжает старший брат Сергей Петрович:

    - Алексею повезло: он 25-го года рождения, должен быть на фронте, но учился в знаменитой московской художественной школе для одаренных детей. Ее учеников освободили от армии: Коржев, Иванов, Алексей Ткачев должны были воевать, но их сохранили - кадры культуры берегли. Я был председателем Союза художников, депутатом, а он не был на руководящих должностях - и вдруг увидели в нем педагога и предложили руководство творческой мастерской Академии художеств. Алексей говорит: "Я - неопытный". И этот "неопытный" уже 30 лет возглавляет творческую мастерскую, выпустил сотни прекрасных художников. Среди них Колупаев, Белютин, Чайников...

    - А вы где учились?

    - Мы окончили институт имени Сурикова, но поскольку я был четыре года на фронте, окончил институт позже.

    - Какая у вас с братом разница в возрасте?

    - Три года.

    - Каким выдалось ваше детство?

    - Мы родились на Брянщине в тютчевских местах, нашим помещиком был поэт Тютчев. Его строчки: "Эти бедные селенья, эта скудная природа - край родной долготерпенья, край ты русского народа!" - про наши края. Наш дед служил 25 лет в царской армии, воевал за Севастополь, а когда пришел с войны, Тютчев поставил его в деревне старостой. Его прозвали поэтому Жезлом от слова "жезл". Отец - "жезленок", а мы - "жезлята". Именно там прошло наше детство. Мы ходили в лаптях, бегали в школу учиться за два километра, а потом переехали в Бежецк, где отец работал токарем. У отца было два класса образования, но он перечитал всю классику. Наша мать родила 10 детей, двоих не помним - они в детстве умерли, а 8 детей росли на наших глазах. Четверо окончили начальную школу в деревне, а мы - городскую. Отец говорил: "Дети, берегите советскую власть, без нее мы бы были пастухами". А у нас в семье - два академика, один ректор Читинского педагогического института, еще один брат Виктор - проректор... Все вышли в люди.

    - Наставление отца выполнили - советскую власть берегли?

    - Да, я воевал. Нас, братьев Ткачевых, трое воевало. Алексей в восьмом классе работал на Уралмаше во время эвакуации разметчиком танковых моторов, а потом его нашла эвакуированная в Башкирию из Москвы школа и прислали ему вызов. С ним он пошел к директору завода. Директор посмотрел на него и сказал: "Сынок, если тебя ищут, значит, у тебя есть талант".

    - Дружные братья были?

    - Очень. Друг за друга стояли горой... Брат Виктор умер, в Минске похоронен, Василий тоже.

    - Где находятся ваши полотна?

    - В Третьяковке, в Русском музее, в Брянске - в шикарном музее братьев Ткачевых. Туда приезжал директор Третьяковки: "Вот бы Третьяковке такое помещение!" Там более 500 наших работ. Мы - почетные граждане Брянска и Брянской области. Цикл "Они сражались за Родину" из семи полотен приобрел Алексей Николаевич Ананьев, а не государство.

    - Продавали свои работы?

    - Да. Когда началась перестройка, сразу прекратились государственные покупки, нас нашли частные лица. Особенно много наших картин в Америке - 350 полотен. В США издан роскошный альбом. Наши произведения любят в Китае. В постперестроечный период нам дали государственную премию России. Я к министру культуры Соколову подошел и сказал: "Вы дали премию за цикл работ "Они сражались за Родину" - вы эту серию должны приобрести". Он ответил: "У нас нет денег". И эти картины "уплыли"... Творческую дачу в Тверской области мы сами строили - в карман государству не лезли. Сейчас положение в культуре печально - нужен закон о творческих союзах, иначе все наше искусство уплывет за границу.

    - Как вы относитесь к современному искусству?

    - Я - за реализм. Он не требует переводчика. За реализмом будущее. Мода приходит и уходит... Мода - приходящая, а искусство - вечное: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Александр Иванов, Суриков, Репин, Пластов - путеводные звезды. Мы смотрим на Венеру Милосскую - у нее руки отбиты, а чудо из чудес. Она - дышит. Джоконда Леонардо да Винчи все время смотрит на тебя. Боярыня Морозова - такая женщина,которая поведет за собой кого хочешь. Сейчас я читаю сказки Пушкина - какая там мудрость! В настоящей культуре добро всегда побеждает зло!

    - Вы выдвинуты на премию Союзного государства. Как вы считаете - за что?

    - За правду жизни.

    - Какие вам художники ближе?

    - Все - любимые. Очень близки по душе русские - Суриков, Левитан, Серов - мощные ребята.

    - Что является главным для художника?

    - Вопрос вечный. Нам кажется, что главное для художника передать красоту мира, в котором живем, его правду, богатство, причем передать так, чтобы наши потомки могли судить о нашем времени, о его людях, о его социальных проблемах. Художник, если он честен и искренен в своем творчестве, в живом мире всегда найдет нечто, искусством еще не открытое, и выразит это по-своему. Подвижническому труду мы стараемся учиться у своих великих предшественников, глубоко проникавших в тайники народной жизни, для которых служение искусству равносильно подвигу.

    - Что является источником творчества для вас?

    - Повседневная, окружающая нас жизнь с ее радостями, заботами, тревогами. Мы находим в ней краски, улавливаем мимолетное состояние в природе.

    В разговор снова вступает Алексей Петрович:

    - В 2007 году раздался телефонный звонок. Звонил полковник Петров из московского райвоенкомата: "Скажите, пожалуйста, кто-нибудь из старых Ткачевых жив?" Я говорю: "Я жив. Есть и старше". - "Сергей Петрович еще жив?" - "Жив!" - "Его нашла награда - медаль "За отвагу". Сергея Петровича вызвали в Кремль, там в числе десяти фронтовиков наградили и его. Он тогда сказал: "В войну не спрашивали, молодой ты или старый, партийный или нет, верующий или неверующий, русский или грузин... Мы все в одинаковой степени были ответственны за судьбу Родины. Горе нас объединило, а сейчас нас пытаются разъединить. Наша жизнь прожита - вам жить дальше. Так что давайте жить дружно!"

    Поделиться