В Японии произошло семибальное политическое землетрясение

В Японии сегодня завершились выборы в нижнюю палату парламента.

На 480 мест претендовали 1374 кандидата. Согласно экзит-полам, крупную победу одержала оппозиционная Демократическая партия. Если судить по опросам избирателей, она набрала не менее 300 мандатов в ключевой палате парламента.

Правящая Либерально-демократическая партия потерпела, как и предсказывали аналитики, сокрушительное поражение. В политической жизни Японии произошло нечто подобное семибалльному землетрясению. Внеочередные парламентские выборы положили конец более чем полувековому непрерывному пребыванию у власти Либерально-демократической партии. Впервые с середины 1950-х годов она лишилась большинства в палате представителей, а стало быть, права выдвигать премьера и формировать правительство.

Сложившаяся в послевоенный период "полуторапартийная система" не выдержала испытания кризисом. Оккупировав Японию, американские власти создали в Стране восходящего солнца две политические партии: либеральную и демократическую, чтобы они чередовались у власти, как в США или Британии.

Однако заокеанская модель оказалась не совместимой с местными традициями. На Западе конкуренция означает: кому достанется пирог? Японцы же ломают голову над тем, как его поделить. В политической жизни они привыкли не к "качанию маятника", когда власть и оппозиция периодически меняются местами, а к поискам консенсуса, то есть общего знаменателя на основе взаимных уступок.

Поэтому созданные по указке американцев либеральная и демократическая партии первым делом объединились, образовав устойчивое большинство в условиях многопартийности. Проще говоря, либерал-демократы привыкли иметь в парламенте вдвое больше мандатов, чем все их противники вместе взятые. Целью же оппозиции было иметь там хоть немногим более трети мест, которые позволяли бы блокировать попытки правящей партии вносить изменения в Конституцию.

В итоге Либерально-демократическая партия управляет Японией практически весь послевоенный период, не считая пары перерывов на пару лет. Во время одного из них социалист Хатояма поспешил в Москву и сумел договориться с коммунистом Хрущевым о подписании японо-советской декларации 1956 года. Она была ратифицирована парламентами обеих стран, юридически прекратив состояние войны между нашими государствами и восстановив между ними дипломатические отношения.

Чтобы навсегда положить конец территориальным спорам, Хрущев сообщил Хатояме о готовности Советского Союза пойти на шаг доброй воли: после подписания мирного договора с Японией передать ей два небольших острова: Хабомаи и Шикотан. Однако вскоре вернувшиеся к власти либерал-демократы вновь стали требовать все четыре южно-курильских острова. Назвав их недавно в парламентском постановлении "исконными японскими территориями", Токио сделал невозможным жест доброй воли со стороны Москвы, воплощенный в декларации 1956 года.

Примечательно, что полувековую монополию либерал-демократов на власть прервала Демократическая партия Японии, которую ныне возглавляет внук того самого Хатоямы, который подписал с Хрущевым совместную декларацию 1956 года. Его набирающая силу партия уже завоевала большинство в палате советников - аналоге нашего Совета Федерации. А в июле нанесла сокрушительный удар либерал-демократам на выборах в городское собрание Токио.

С 1990-х годов, прозванных "потерянным десятилетием", японская народно-хозяйственная машина забуксовала. Рост продолжительности жизни при снижении рождаемости породил проблему старения рабочей силы, создал непосильную нагрузку для пенсионной системы. Ну а ответственность за нарастание жизненных трудностей легла на правящую партию. Это, в свою очередь, сказалось на доверии избирателей и подорвало основы "полуторапартийной системы".