Учителя, которым все безразлично, есть всюду. Это они требуют, чтобы на уроках "было тихо", дают скучные задания и ставят в журналах унылые "тройки". Что делают эти люди в школе?
"Других нет", - отвечали мне директора. Несколько лет назад действительно так и было. В девяностые годы, в эпоху бурных экономических перемен, престиж нашей профессии упал, учительские ряды сильно поредели. Кто остался? Самоотверженные энтузиасты - и те, кому все равно. "Как платят, так и трудимся" - вот их логика. Уроки выдал - все, до свидания. До недавнего времени потеснить их было просто некому.
С реализацией нацпроекта "Образование" многое изменилось. В школу вернулись те, кто уходил, пришла молодежь - энергичная, яркая, талантливая. Значит ли это, что в наши дети не увидят больше ни одной зануды с указкой? Сложно сказать. Материальные стимулы - это, безусловно, эффективная мера, но далеко не единственная.
Необходимо, чтобы в школу не попадали случайные люди. Отбор должен идти на стадии поступления в педагогический вуз. Приемная комиссия смотрит на результаты ЕГЭ - и только. Никто не спросит абитуриента, любит ли он детей, понимает ли он, что это значит - быть педагогом? Никто не проводит тестов на проф пригодность, с помощью которых легко понять, к чему есть природные склонности, а к чему нет. В 17 лет трудно выбрать профессию. Кто-то поступает в педагогический "за компанию с подружкой", кто-то - потому что в другой вуз не хватило баллов. Счастье, если, получив диплом педагога, эти люди обходят школу стороной...
Не менее важно наладить прямую связь между талантливыми педагогами и министерством. В Иркутске, например, работают советы молодых специалистов. Мы регулярно встречаемся с ребятами, чтобы обсудить насущные проблемы. Как только я слышу, что в какой-то из школ учителя клюет руководство, причем лишь за то, что он работает не так, как другие, - это повод для серьезной проверки. Мы можем и должны влиять на ситуацию. Если выясняется, что претензии необъективны, директору выносится предупреждение. Если жалобы продолжаются - недалеко до увольнения. Ну а если начинающий педагог все же не прав - подскажем, поможем. Без ошибок нет находок, об этом тоже нельзя забывать.
И очень важны настроения в педколлективе. Для чего учителя ходят на работу? Чтобы вместе с детьми сделать какое-то открытие или чтобы "отбыть часы"? В такой атмосфере таланту легко задохнуться. И тут многое зависит от директора, от завуча. Их задача - собрать команду учителей-профессионалов. Каким образом? Кто-то предлагает работать с одаренными детьми, кто-то - сотрудничать с профильным вузом. Хороший директор обязательно что-нибудь придумает. Но правильнее было бы учить этому.
И, наконец, несколько слов о школьниках и их родителях. Им сегодня отводится значительная роль в оценке учительского труда. Главное - не отмалчиваться. Нравится учитель, скажите об этом, не нравится - тоже скажите. Ваше мнение может оказаться решающим.