Мы часто даже не замечаем его, потому что привыкли. Внимаем сообщениям по ТВ и радио, забывая, что их в рекордно короткие сроки раздобыли, написали и выпустили в свет именно они - наши незаметные тассовцы. Но если представить, что ИТАР-ТАСС исчез, остановился, на день взял отпуск, чтобы передохнуть от своей непрестанной 105-летней работы, то у любого нормального журналиста - мороз прямо по коже.
Что же это такое - ИТАР-ТАСС? Это неимоверный труд и честь сообщать новости первыми. Это работа без выходных, потому что события в стране и в мире никогда не уходят на отдых. Это работа на износ за скромную государственную плату, зато с огромным чувством честно исполненного долга. Это то, когда твои молодые коллеги газетчики в ответ на упрек "не успели" тут же справедливо оправдываются: "Мы же не ТАСС". Это фанатизм, однако профессиональный, отработанный, умело управляемый.
Генеральный директор ИТАР-ТАСС Виталий Никитич Игнатенко и сам, естественно, скор на перо. И люди в агентстве подобраны под эту высокую стать. Первый зам гендира Михаил Гусман в гонке по миру "достает" первых лиц, этим миром и заправляющих. А еще - он самый остроумный, хорошо, пусть один из самых-самых остроумных людей столицы.
Другой зам, Михаил Калмыков, в прошлом блестящий собственный корреспондент в щедром на новости Париже и руководитель пресс-службы президента России, поражает обязательностью: обещал сообщить, написать, и никаких сомнений - сделает хоть 1 мая, хоть 1 января. Особо скажу о своем добром учителе, ответственном секретаре ИТАР-ТАСС Павле Филипповиче Михалеве. Он - икона и для всех международников, и для спортивных репортеров. Первым из всех пишущих о спорте был избран президентом важной федерации - баскетбольной. Первым доказал: зная язык, можно отправиться и собкором в Лондон. И передавать так, что даже писатели типа Юрия Трифонова восхищались: "Какой же стиль у вашего Михалева". Пройти по пути, проложенном Павлом Михалевым, - честь и, откровенно, счастье. И сегодня наш Паша, отпраздновавший 50-летие в год московской Олимпиады-80, в хорошей журналистской форме.
Но что это - все о начальстве да о начальстве. А сколько ребят рангом, но не умением, пониже добывают оперативнейшую информацию в Москве и где-то в далеких закордонных просторах. Андрей Шитов, сидя в корпункте в Вашингтоне, знает об Обаме больше американцев-обамовцев и пишет о стране с беспристрастной, захватывающей читателей уважительной любовью. Марина Банцекина управляется со спортивными новостями со скоростью Усейна Болта. Яков Боровой ведет знаменитые тассовские пресс-конференции с таким знанием всех многочисленных предметов, что уже не удивляешься и его писательской плодовитости. Простите все неупомянутые и поверьте, что уважения к вам - не меньше.
105 лет - это не просто повод для тоста. Скорее констатация и повод в очередной нелишний раз убедиться: старейшее агентство находится в полном здравии.
(Продолжение следует на всех тассовских лентах.)