Новости

01.09.2009 01:00
Рубрика: Общество

Равноправие в инновациях

Сегодня российское образование состоит из двух частей - одна (государственная) живет по "социалистическим" принципам, с бюджетными вложениями, другая (платный государственный и негосударственный секторы) - на капиталистических, почти как во времена Дикого Запада. Все это разрушает рынок образовательных услуг. ФАС до сих пор не прояснила свою позицию: почему государство симпатизирует учебным заведениям только одной формы собственности? Такой подход идет вразрез с идеей конкурентоспособности образования. А что происходит в сфере науки? Имея шесть государственных академий, высококвалифицированный персонал в научных учреждениях и на производстве, в инновационном направлении мы развиваемся крайне медленно. Три-четыре процента - вклад инновационной составляющей в экономический рост - это недопустимо мало. Нужно же, как в ведущих странах, 50-70%. Не может устраивать ситуация, когда в мировом рейтинге числа изобретений мы находимся в четвертом десятке. А в лидерах Финляндия, где ученых меньше, чем в каждом из округов Москвы.

Именно недостаток инновационно-мыслящих работников (их не готовит образовательная система страны) - основная помеха в реализации наукоемких, прорывных проектов.

Как показывают отечественный и мировой опыт - только работа команд на основе проектно-программного типа дают шансы на успех в мировом лидерстве. А потому подготовка инновационных менеджеров является сегодня основной задачей, без решения которой вклада науки и образования в повышение конкурентоспособности отечественной экономики не может быть. Это доказывает опыт стран, которые, встав на путь инновационного развития, многого добились. Это - Индия (в области IT-технологий) и Австралия (с госпрограммой подготовки инновационных менеджеров).

Сегодня стало ясно, чтобы исправить сложившееся положение, необходимо в рамках нацпроекта "Образование" принять программу подготовки инновационных менеджеров. И еще: нельзя делить образование и науку по формам учредительства. У нас же среди "инновационных" вузов - только государственные. Они же допускаются к исследовательско-инновационным конкурсам. Сегодня от государства требуется одно: создание равноправных экономических условий в области науки и образования как для государственных структур, так и для частного бизнеса. Без повышения качества отечественного образования мы обречены плестись в хвосте мировой экономики.

Владимир Зернов, председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов России, ректор РосНОУ

Общество Наука