Ожидается, что 4 сентября Министерство сельского хозяйства РФ объявит о дате начала закупок зерна у производителей. На первых порах предполагается приобрести около 500 тысяч тонн. В дальнейшем объемы госзакупок будут зависеть от конъюнктуры рынка, сообщил в Санкт-Петербурге на Международном агропромышленном конгрессе "Агрорусь" замглавы минсельхоза Александр Беляев.
Отвечая на вопрос: "Не запоздали ли на сей раз власти с давно обещанной акцией?", Валентин Денисов, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам, был категоричен. "Это крупные трейдеры пытались спровоцировать минсельхоз на то, чтобы он скорее потратил деньги, выделенные на проведение зерновых интервенций, - заявил он. - Тогда бы к сегодняшнему дню средств у нас уже не было, и они могли бы дальше сбивать цену".
По словам Александра Беляева, за килограмм пшеницы дают чуть больше четырех рублей. Это ниже той цены, из которой исходили, проводя экономические расчеты, представители сельхозпредприятий. Они рассчитывали на 4,5-5 рублей. Так что сегодняшние интервенции будут своевременными. Напомним, что министерству выделено на это 30 миллиардов рублей. Нетрудно посчитать, что на них можно купить около 6 миллионов тонн зерна. При планируемых объемах производства 85-90 миллионов тонн это, конечно, не слишком много. Но определенное влияние на рынок оказать может. Конечно, если выбросить деньги в нужный момент и не все сразу, а строго дозированными порциями. Действительно, если бы государство потратило свои средства тогда, когда цена на рынке была выше 5,5 рубля, был бы реальный шанс на их очередное (и сильное) падение в сентябре-октябре. Теперь, вероятно, цены удастся сдержать.
Интересно, что происходят все эти игры на фоне самой масштабной за последние 10 лет засухи. К началу августа российские регионы недосчитались 11 миллионов тонн зерна. Пострадали 4,5 миллиона гектаров. Однако, по словам заместителя министра, зерна все равно соберут достаточно. Поскольку России нужно 12 миллионов тонн на семена, 21 миллион - для внутреннего потребления, 34-36 миллионов - на фураж. Остается еще 15-20 миллионов тонн. Как раз столько, сколько страна собирается экспортировать. А ведь есть еще около 10 миллиардов тонн, оставшихся с прошлого года. Так что свобода для маневра имеется.
Рынок мяса представители минсельхоза считают сбалансированным. Вот с молоком дела обстоят хуже. Как отметил президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Владимир Плотников, когда закупочные цены 4-8 рублей, а продажные - 40-50, трудно ожидать существенного роста производства. Тем более 58 процентов молока вырабатывается в фермерских хозяйствах и на личном подворье. А у малого бизнеса себестоимость выше, чем в крупных хозяйствах.
Правительство России предпринимает меры для помощи молочным хозяйствам. Подняли таможенные пошлины на сыры, чтобы было, куда девать лишнее молоко. Договорились с Белоруссией, чтобы та летом не поставляла в Россию сухую молочную массу. Запущена новая целевая программа создания семейных молочных ферм. На открытии выставки Агрорусь-2009 первый вице-премьер РФ Виктор Зубков объявил, что на будущий год должно быть создано более 300 таких ферм (от 20 до 100 коров на каждой). Уже сейчас, по его словам, в программу включилось восемь регионов, и еще 15 подало заявки. Они будут получать кредиты из средств, выделенных федеральными властями, на условиях софинансирования. Предполагается, что 8-10 ферм будут завязаны на один молокозавод, а реализацией продукции станут заниматься несколько автомагазинов.
А вот от молочных интервенций, о которых было столько разговоров в июне, государство отказалось. По словам Александра Беляева, пик производства молока уже прошел, и в госзакупках нужды нет.
Но никакие меры господдержки проблемы не решают до тех пор, пока малый бизнес не имеет возможности продавать свою продукцию в торговых сетях. Попытки же договориться с ними по-доброму ничего не дают. В Коми, к примеру, попытались подписать с торговыми сетями договор на тех основах, которые заложены в проект закона о торговле. И что? Соглашение не состоялось.
Так что участники конгресса только на закон о торговле и надеются. Однако Валентин Денисов сообщил, что вокруг него идет жесткая борьба. В проекте думцев и минсельхоза прописаны очень жесткие условия, регламентирующие отношения товарных сетей с поставщиками.
К примеру, ограничивается время, на которое можно брать товары "на реализацию", а также срок расплаты за проданный товар. Но... "По неофициальной информации, минпромторг настроен дать бой минсельхозу и ФАС, - заявил Валентин Денисов. - Они готовят правительственный вариант закона. И хотя премьер-министр дал поручение положить в его основу депутатский законопроект, в него вносятся значительные изменения".
А пока выход видят в создании собственной торговой сети. К примеру, в Коми, по словам министра сельского хозяйства республики Сергея Чечеткина, ее уже выстраивают. А Александр Беляев призвал возрождать торговлю на базе потребкооперации.
Но вот что интересно. Пока наши специалисты обсуждают, как поднять сельское хозяйство, у соседей-шведов оно находится на спаде. Это продемонстрировал представитель Швеции на конгрессе Стефан Мунд. Он привел данные, из которых видно, что у нашего северного соседа устойчиво падают объемы посевных площадей, уменьшаются объемы производства большинства видов сельхозпродукции. Так, птичьего и говяжьего мяса и яиц сейчас в Швеции серьезная нехватка. А ведь это как раз те позиции, которые в России последнее время находятся на подъеме. Скандинавские же фермеры давно на сельское хозяйство махнули рукой и занимаются производством сырья для биотоплива, туризмом и оказанием услуг сельскому населению. На этом и живут. А продовольствие завозят из-за границы. Точно так, как до сих пор делаем и мы, увеличивая ежегодно на 20 процентов импорт при росте собственного производства только на 3-4 процента.