Сегодня "РБГ" публикует постановление правительства РФ "О некоторых вопросах обеспечения интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" от 12.08.2009 г. N 663. В последний год закон о банкротстве был серьезно изменен. Поменялись правила игры не только на рынке, но и между госорганами.
Как пояснила "РБГ" Юлия Михалычева, генеральный директор Юридического бюро "Падва и Эпштейн", постановление вносит изменения в постановление правительства РФ "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" от 29.05.2004 N 257, которым утверждено Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед РФ в делах о банкротстве и в процедурах банкротства.
Напомним, что федеральные интересы представляет уполномоченный орган - Федеральная налоговая служба (ФНС), которая аккумулирует информацию о всех видах кредиторской задолженности предприятия, дело о банкротстве которого рассматривает арбитражный суд, по всем видам обязательных платежей (налоги, сборы, пошлины и т.д.).
"Постановление в основном направлено на приведение постановления правительства РФ от 29.05.2004 N 257 в соответствие с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", который в последний год был серьезно изменен, - говорит эксперт. - Например, ФНС и минэкономразвития должны утвердить порядок возмещения арбитражному управляющему расходов на уведомление кредиторов о предъявлении требований уполномоченного органа к должнику. Если порядок утвердят несвоевременно, а по конкретному спору расходы не будут авансированы, то требования ФНС не будут рассмотрены судом по существу, и государство ничего не получит от должника. Кроме того, правительство поручило минэкономразвития и ФНС разработать новый порядок выбора арбитражного управляющего или саморегулируемой организации (СРО) арбитражных управляющих при обращении ФНС с заявлением о банкротстве должника и в ходе дела о банкротстве. Принципиальное отличие нового порядка от действующих норм, утвержденных приказами минэкономразвития, возможно, будет в иной схеме взаимодействия между минэкономразвития, ФНС и Росреестром, который контролирует деятельность СРО. От минэкономразвития ожидают нескольких очень конкретных актов: перечень случаев, когда ФНС должен выбрать управляющего или СРО, порядок выбора управляющего и порядок выбора СРО.
Также устраняются формальные препятствия для работы ФНС. Например, после получения уведомлений кредиторов должника по обязательным платежам о наличии задолженности с приложением заверенных копий подтверждающих документов ФНС может обратиться в суд с заявлением о банкротстве в течение 30 дней (ранее было указано "по истечении", а копии документов не прилагались к уведомлениям). Помимо этого, ФНС получило дополнительное время для подготовки заявления о признании банкротом стратегического предприятия или организации (15 дней вместо 5).