Ливиец Абдель Басит аль-Миграхи, освобожденный из шотландской тюрьмы, где он отбывал заключение за взрыв авиалайнера над Локерби, госпитализирован. Похоже, оправдывается прогноз врачей, которые говорили, что жить ему осталось не больше трех месяцев.
Или в Триполи просто решили лишний раз показать, что дело действительно плохо и совершенно правильно поступило шотландское правительство, отпустив Миграхи на родину по гуманным соображениям. Его семья сразу же известила о госпитализации журналистов и пригласила в больничную палату съемочную группу британского телеканала "Чэннел 4".
Миграхи лежал под капельницей и в кислородной маске и, по словам телевизионщиков, "выглядел очень больным". Он даже не смог отвечать на вопросы британцев. А узнать они хотели, что все-таки стоит за его освобождением: гуманизм шотландских властей или нефтяные интересы властей британских.
Этот вопрос до сих пор будоражит Британию. Спекуляции еще больше оживились, когда газета "Санди таймс" опубликовала письмо британского министра юстиции Джека Стро министру юстиции Шотландии Кенни Макаскиллу, датированное 19 декабря 2007 года. Тогда шли переговоры о нормализации британско-ливийских отношений, и в переговорном пакете было заключение соглашения об обмене заключенными. Стро знал, что Шотландия хотела исключить Миграхи из этого соглашения, и предлагал это ливийцам, но те не соглашались. Как теперь объясняет Стро, по двум причинам. Во-первых, они знали, что Миграхи не подпадает под соглашение, поскольку право вето по его делу у шотландского, а не у британского правительства. Во-вторых, поскольку речь шла о нормализации отношений, то они и хотели нормального, стандартного соглашения без каких-либо пунктов об отдельных лицах. В письме Стро сказано: "Начинается самый ответственный этап общих переговоров с ливийцами, и, принимая во внимание высшие интересы Великобритании, я решил, что в этом случае соглашение об обмене заключенными нужно заключать в стандартной форме и в нем не должны упоминаться какие-либо лица".
А через полтора месяца после этого письма компания получила контракт на разработку ливийских газовых и нефтяных месторождений потенциальной стоимостью в 18 миллиардов евро. "Была ли сделка? Существовала ли когда-либо секретная, негласная сделка с ливийцами об освобождении Миграхи в обмен на нефть? Нет, этого не было. Этому нет никаких доказательств просто потому, что это неправда", - говорит сейчас Джек Стро. Но не все ему верят.
Представители оппозиции считают, что он только еще больше "замутил воду". Дэвид Лидинг тон, министр иностранных дел в теневом правительстве консерваторов, уверен, что вся эта таинственность и утечки в деле Миграхи наносят ущерб внешней политике Великобритании и подрывают общественное доверие.
Публичное расследование, кстати, проводится под председательством судьи, который имеет право затребовать всю документацию, имеющую отношение к делу. И британское правительство, и премьер-министр Шотландии Алекс Салмонд отрицают какую бы то ни было возможность сделки с Ливией. Салмонд настаивает на официальной версии - гуманные соображения - и, между прочим, говорит, что, несмотря на протесты по обе стороны Атлантики, решение освободить Миграхи "встретило огромную международную поддержку".