Результатом "погружения" Федеральной антимонопольной службы "в молоко" стали сразу несколько неприятных открытий. В Челябинской области, например, в действиях шести перерабатывающих предприятий обнаружены черты ценового сговора. А в одном из районов Алтайского края антимонопольщики нашли компанию-монополиста, которая закупает больше 98 процентов всего молока.
И в том, и в другом случае нарушители добились поставленной цели - опустили закупочные цены "ниже копыта", то есть ниже себестоимости производства молока.
Как сообщила корреспонденту "РГ" заместитель руководителя УФАС по Челябинской области Елена Семенова, там переработчики провели свою "операцию" в течение 15 апрельских дней. В результате сельхозпредприятия начали терять по 4 рубля на каждом литре произведенного молока. Их доходы упали на 25 процентов.
Первыми цены снизили молочные комбинаты в Челябинске, Магнитогорске и Чебаркуле. Будучи аффилированной группой и занимая доминирующее положение на рынке, они не боялись потерять поставщиков. Вслед за ними изменили закупочный тариф и более мелкие переработчики - молочные заводы в Копейске и Южноуральске, а также Уйский сыродельный завод.
Пользуясь тем, что у сельхозпроизводителей нет возможности торговать молоком за пределами области, их поставили за грань выживания, сделав производство молока убыточным.
Участникам "молочного сговора" уже выдано предписание о прекращении согласованных действий с требованием установить экономически обоснованные закупочные цены на сырое молоко из расчета среднегодовых изменений в 2006-2007 годах. По словам регионального министра сельского хозяйства Ивана Феклина, в то время цены росли. Даже в прошлом году они держались на уровне 12-13 рублей за литр с небольшим сезонным спадом к маю - до 11,8 рубля. И только в этом году разом упали до 8,5 рубля за литр. В итоге доля сырья в конечном продукте снизилась до 35-40 процентов. А всю прибыль разделили молокозаводы и торговые сети.
А в Алтайском крае внимание антимонопольщиков привлекла ситуация в Бурлинском районе: в 2008-м и первом полугодии 2009 года закупку молока там вела лишь одна компания. При этом в прошлом году ее доля предприятия на рынке в Бурлинском районе составила 98,1 процента! Этот факт позволил признать компанию доминирующей на рынке закупки молока, сообщила "РГ" и.о. руководителя ФАС по Алтайскому краю Людмила Смирнова.
В первом полугодии 2009 года компания неоднократно уменьшала закупочную цену. Если в январе разным хозяйствам за килограмм молока платили от 7,27 до 8,18 рубля (без НДС), то уже в середине мая цена опустилась до 6-7,3 рубля. Это на рубль ниже себестоимости производства килограмма молока. При этом снижение закупочной цены не делает готовую продукцию дешевле. В магазинах литр молока жирности 3,2 процента стоит сейчас около 23 рублей.
Пойманным за руку коммерсантам грозят многомиллионные штрафы. Однако непойманных, судя по всему, больше. По данным Росстата, средняя цена реализации сырого молока в стране за 7 месяцев этого года снизилась на 12,2 процента. В результате аграрии все лето доили коров себе в убыток. В июле один из крупных производителей молока жаловался корреспонденту "РГ", что теряет из-за несправедливых цен по 300 тысяч рублей в день. И это проблема не только сельского хозяйства. С августа прошлого года всероссийское молочное стадо стало меньше на 110 тысяч коров (на 2,5 процента). Понятно, что молока от этого в стране больше не станет. И, значит, вскоре аграрии отыграются на переработчиках по полной программе. Правда, на днях на совещании в минсельхозе переработчики заявили, что собираются в сентябре-ноябре повысить закупочные цены на 10-15 процентов. Что понятно - в это время молока в стране производится почти в два раза меньше, чем в июне-июле. Так что теперь качели качнутся в другую сторону, и уже сельские хозяева начнут диктовать свои условия. Расплачиваться за это бодание на молочном рынке придется, скорее всего, потребителям.
На совещании, правда, говорилось о том, что повышение закупочных цен будет плавным и позволит сохранить "высокую покупательную способность населения, обеспечит рост спроса на молочную продукцию". Однако на чем основаны эти надежды при сокращающемся молочном стаде и сезонном падении производства, пока неясно.
Надо вспомнить, что правительство еще весной подготовило постановление, которое позволяло начать государственные закупочные интервенции на рынке сырого молока. Однако не был решен вопрос о том, куда потом продать этот товар. Срок хранения сухого молока около 8 месяцев. Пока вопрос дискутировался, союзы производителей и переработчиков молока предложили закупать не сухое, а ультрапастеризованное молоко. Срок хранения у него еще меньше, но это более качественный товар, и его можно отдать детям в рамках программы "Школьное молоко". Но ее, правда, пока на федеральном уровне не существует, она действует лишь в ряде регионов на деньги бюджетов субъектов Федерации. Минсельхоз подготовил проект постановления, он, по словам главы ведомства Елены Скрынник, находится в правительстве.
Тем временем лето кончается, аграрии подсчитывают убытки и не думают увеличивать свои стада. Избыток молока в прошлом. Впереди - его недостаток. И, скорее всего, несмотря на заверения переработчиков, - неизбежный рост потребительских цен. Если только ФАС не совершит каких-нибудь еще, возможно "всероссийского масштаба", открытий. Например, выяснит, какая доля рынка индустриально переработанного молока в нашей стране приходится всего на три крупнейшие компании.