01.09.2009 02:00
    Поделиться

    В 2008 году в Москве размещено свыше 3000 перетяжек с социально значимой информацией

    Сегодня вступают в силу изменения в ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений". Поправки, в частности, предусматривают полный запрет перетяжек как вида рекламы. В прежнем варианте ГОСТа указывалось, что средства наружной рекламы "не должны быть размещены над проезжей частью и обочинами дорог, кроме "перетяжек" в селитебных зонах", то есть в зонах городов, занятых жилыми домами, парками, спортивными сооружениями и пр. С 1 сентября это исключение отменяется, и перетяжки над улицами российских городов оказываются вне закона.

    Стоит оговориться, что документ носит рекомендательный характер и запрет распространяется только на вновь устанавливаемые перетяжки. Но это слабое утешение для участников рынка. "После окончания срока действия долгосрочных договоров, то есть через 3-4 года, требования ГОСТа могут стать полностью применимыми, - говорит Данил Першин, президент Региональной ассоциации наружной рекламы и информации (РАНРИ). - Однако никто из общественных организаций в сфере наружной рекламы не собирается сидеть сложа руки и смотреть, как "убивают" целую отрасль, не обращая никакого внимания на судьбы десятков тысяч людей, работающих в наружной рекламе, и колоссальные сокращения поступлений в бюджеты разных уровней".

    Впрочем, по мнению Сергея Шумовского, ведущего специалиста "ЭСПАР-Аналитик", введение ГОСТа создаст дополнительные сложности, в первую очередь для рекламодателей. По его данным, из операторов наружной рекламы с перетяжками работают немногие, только для считаных компаний это основной бизнес, а для некоторых категорий рекламодателей это действительно неприятная новость.

    "В Москве перетяжки занимают 10,7% рынка наружной рекламы (в стоимостном исчислении, 2008 год), по России в целом - 6,5%. Объем рынка перетяжек в Москве в 2008 году - 2,5 млрд рублей, в целом по России - менее 3 млрд, т. е. более 5/6 объема приходится на Москву, - говорит Шумовский. - Это очень эффективный вид рекламоносителей, соответственно цена на аренду перетяжек значительно выше, чем других рекламных носителей. В Москве, например, около 45 тыс. стационарных рекламных поверхностей и только 2 тыс. перетяжек. Тем не менее в объемах рынка доля перетяжек - более 10%. Эти носители - самый лучший формат для рекламы мероприятий, о которых необходимо информировать оперативно".

    Как уверяет Данил Першин, ни один другой формат не в состоянии также эффективно донести информацию до потребителей о распродажах, выставках, фестивалях. Кроме того, перетяжки несут на себе самую высокую социальную нагрузку. В 2008 году в Москве размещено свыше 3000 перетяжек с социально значимой и городской информацией, а доля социальных размещений на самых дорогих направлениях составила почти 60%. Кроме того, перетяжка - это основа праздничного и тематического оформления города. Основные клиенты рекламы на перетяжках - это московский средний и малый бизнес.

    Если перетяжки так хороши, возникает вопрос: зачем их отменять и чья это инициатива? За разъяснениями "РБГ" обратилась к председателю Технического комитета по стандартизации N 467 "Наружная реклама и информационные знаки для общественных мест" Сергею Папаеву.

    "ГОСТ Р 52044 был разработан Техническим комитетом по стандартизации N 278 "Безопасность дорожного движения" в 2003 году, а в 2005 году был создан наш комитет, на который возложили в том числе участие в разработке изменений в указанный стандарт, - говорит Сергей Папаев. - Однако последние изменения в ТК N 467 не поступали. О поправках я с удивлением узнал уже после их принятия".

    А вот руководители общественных организаций, в частности РАНРИ и Московской рекламной гильдии при МТПП, о готовящихся поправках знали и, как сообщает Данил Першин, "обратились в департамент государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Минпромторга России о включении нас в состав экспертной комиссии по техрегламенту, но оба наши обращения были попросту проигнорированы - даже никакого ответа не пришло".

    Данил Першин уверен, что вся затея с отменой перетяжек связана с переделом рекламного рынка. Впрочем, она выгодна не только конкурентам. Ведь ГОСТ рекомендован для добровольного применения, а значит, отдельные чиновники могут выбирать, пользоваться им или нет.

    Несмотря на то что, по словам Першина, сегодня в Москве данный документ в существующей редакции не нашел поддержки со стороны городских властей, ГИБДД уже подаала около 30 исков к владельцам рекламных мест об аннулировании разрешений на право установки средств наружной рекламы как противоречащих требованиям ГОСТа.

    Наиболее рекламируемые товары и услуги на перетяжках в Москве

    Поделиться