Львиная доля воронежского рынка такси занята "левыми" перевозчиками

Согласно постановлению правительства РФ, отныне перевозчики обязаны уведомить чиновников о своей порядочности. Иначе рискуют быть пойманными при комплексной проверке.

"…Я, имярек (ИП или юрлицо), зарегистрированный по такому-то адресу и фактически действующий по такому-то, осуществляю перевозку пассажиров по заказам легковыми таксомоторами". Вариант: "…перевозку грузов на коммерческой основе транспортом общего (либо специального) назначения. Я создал для этого все предписанные законом условия (содержу подвижной состав и производственные помещения, специалиста по ремонту и обслуживанию автомобилей и медработника для осмотра водителей). Перевожу пассажиров (либо грузы) с такого-то времени. Плачу налоги. Удостоверяю, что знаком с нормативной базой, регулирующей сферу транспортных перевозок. Подтверждаю, что смогу соответствовать этим требованиям".

Вот, собственно, и вся декларация. Заполнил анкету в областном управлении Госавтодорнадзора - и работай спокойно. Чиновники внесут тебя в реестр перевозчиков и опубликуют его на интернет-странице ведомства. А проверять, все ли в анкете правда, придут лишь через три года - в плановом порядке. Внезапно нагрянут, только если кто из граждан или чиновников пожалуется, а прокуратура даст соответствующую санкцию.

На первый взгляд новый порядок уведомления - сущее благо для предпринимателей. Никому ничего не доказывая, без лишних ревизий заявить о своей работе и легализоваться. Июльское постановление правительства РФ № 584 как раз и выпущено во исполнение закона о защите малого и среднего бизнеса.

- Обратиться к нам должны все, кто осуществляет указанные перевозки. Эти виды деятельности сегодня не подлежат лицензированию. По сути, процедура уведомления означает частичный возврат к государственному контролю. Но в упрощенном виде, - пояснил корреспонденту "РГ" руководитель управления Госавтодорнадзора по Воронежской области Жозеф Еркнапешян. - Раньше при обращении за лицензией мы проверяли, в состоянии ли данный перевозчик обеспечить выполнение транспортного законодательства. И только в случае положительной оценки отправляли его оплачивать госпошлину, выдавали лицензию и лицензионные карточки на подвижной состав. Теперь же перевозчик оценивает себя сам и лишь уведомляет нас.

- А если необъективно оценивает? Или не уведомляет?

- Мы будем еженедельно проводить рейды совместно с ГИБДД, выявлять нарушителей и применять статьи Кодекса об административных правонарушениях. В статье 19.7 предусмотрены штрафы за непредставление сведений: 500 рублей для индивидуальных предпринимателей, 3-5 тысяч - для юрлиц. Но мы уже внесли в минтранс предложение - изменить федеральный закон так, чтобы за непредставление уведомления или за указание в нем искаженных данных можно было приостанавливать деятельность перевозчика. В статье 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации или лицензии предусмотрены более крупные штрафы, а в ряде случаев и конфискация орудий производства. У нас есть опыт ее использования: два года назад конфисковали "ПАЗик". Кроме того, в Уголовном кодексе есть статья 171 "Незаконное предпринимательство". Там наказание более суровое - вплоть до лишения свободы.

- Помогут ли новые правила и ваши рейды в борьбе с нелегальными перевозчиками?

- Не сразу, но, мне кажется, они должны сделать свое дело. Мы подключили правоохранителей, исполнительные органы власти. Еще ни одному перевозчику не удавалось перебороть государственную машину, если она ставила перед собой задачу навести порядок. Сказать, что завтра незаконные перевозчики в области исчезнут, нельзя. Мы реальные люди. Но постепенно "бомбилы" или уйдут, или узаконят свою деятельность. Главное - чтобы появились законопослушные перевозчики, которые сами будут заинтересованы в торжестве закона, - считает чиновник.

Однако таксисты не спешат заявлять о себе в Госавтодорнадзор. Выжидают даже те, кто обычно подчеркивает свою добросовестность. Бизнесмены считают, что чиновники еще не определили механизм формирования реестра. По словам Жозефа Еркнапешяна, в его ведомстве все готово. Правда, пока поступило всего одно уведомление.

В скором времени их должно-таки стать больше - добросовестные таксисты намерены побороться за цивилизованный рынок. Они просто не могут выдержать конкуренции в том хаосе, который сейчас царит в сфере перевозок. Нелегалы демпингуют, действуют под прикрытием криминальных структур и не гнушаются ни угрозами в адрес коллег, ни проколами шин их автомобилей. Только на остановках общественного транспорта в Воронеже выявлено более ста точек, где припаркованы "бомбилы". Не то что другим таксистам - маршруткам остановиться негде! Правила перевозок на пассажирском транспорте, принятые в феврале 2009 года, выполняет не более 4-5 участников рынка, да и то частично.

Правила перевозок на пассажирском транспорте в Воронеже выполняют не более 4 - 5 участников рынка

- Чудес не бывает. Полностью законопослушных нет ни в одной сфере экономики. Потому что работа "по-белому" - это разорение либо заоблачные тарифы, на которые клиенты не согласятся. Приходится экономить - или на налогах, или на зарплате, или на условиях перевозок, - подтвердил председатель правления областной общественной организации "Союз перевозчиков" Андрей Смикалов. - Незарегистрированный перевозчик все заработанное в карман кладет. А предприниматель платит единый налог на вмененный доход (1100 рублей в месяц) и пенсионные отчисления (7274,4 в год). Юрлицо - и подоходный налог (13 процентов), и пенсионные отчисления (еще 14), плюс другие налоги - в зависимости от системы налогообложения. Кроме того, надо содержать базу, механиков, медработников и обслуживающий персонал…

Прежде "Союз перевозчиков" активно выступал за принятие областного закона о таксомоторных перевозках. Но юристы и городской, и областной Думы предупредили, что такой нормативный акт не может быть принят на региональном уровне. К тому же, чтобы попасть в реестр автодорнадзора, надо предоставить всего два документа: о внесении в единый госреестр и о постановке на налоговый учет. Остальное требовать запрещено - и идея нового закона потеряла смысл. Представители областной прокуратуры заявили, что даже если он будет принят, его сразу опротестуют.

Тогда общественники сконцентрировались на разъяснении и контроле. Торгово-промышленная палата области организует встречи таксистов с чиновниками и собирается вести собственный транспортный реестр.

- Перевозчики будут добровольно предоставлять о себе сведения, чтобы войти в перечень надежных партнеров. Ведь как бы ни был важен государственный контроль, нужна и некая независимая оценка, - рассказал Андрей Смикалов. - Подавая сведения в Госавтодорнадзор, предприниматели не заинтересованы в том, чтобы "показывать" все, что у них есть, - допустим, подвижной состав. Иначе сразу отреагируют налоговики.

По его мнению, обычных рейдов, которые проводят те или иные контролирующие органы, мало:

- ГИБДД может оштрафовать "бомбилу" только за стоянку в неположенном месте. Инспекторы ему: "Вы таксист!", а тот отпирается: "Я здесь просто стою". Милиция общественной безопасности, чтобы доказать факт незаконного предпринимательства, должна провести контрольную закупку. Налоговики не могут остановить машину без гаишников… Значит, надо действовать комплексно, проработать доказательную базу, механизм проверки и задержания "бомбил". Для этого уже подписаны соглашения о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой области и структурами, которые контролируют сферу перевозок в регионе.

Комплексные проверки начнутся в сентябре. Но насколько известно, драконовских мер не будет. Для многих горожан, потерявших работу, машина - спасение, шанс прокормить семью.

Справка "РГ"

В сфере таксомоторных перевозок в регионе задействовано порядка 10 тысяч автомобилей. В Воронеже, по разным оценкам, работает от 70 до 120 организаций. Более 90 процентов рынка занято нелегальными перевозчиками. Многие сотрудничают с такими же "теневыми" диспетчерами. В налоговую службу от деятельности таксистов поступает чуть более 500 тысяч рублей.