01.09.2009 01:10
    Поделиться

    Через неделю в Москве начнут собирать "Рабочего и колхозницу"

    Москва с нетерпением ждет возвращения великанов Веры Мухиной. Многие горожане специально меняют маршрут на работу, чтобы посмотреть, что творится у Северного входа на ВВЦ.

    Нетерпение понятно: "Рабочий и колхозница" "сошли" с постамента шесть лет назад. И вот наконец - первые фрагменты скульптуры начали доставлять к ВВЦ. "Начнем сборку отдельных блоков через неделю", - заявил корреспонденту "РГ" Вадим Церковников, руководитель авторского коллектива, занимающегося восстановлением памятника.

    На стройплощадке уже сверкает пластиковыми стенами цех высотой в 30 метров, в котором будут собирать статую. "Когда она будет готова, гигантский подъемный кран, который специально прибудет из Татарстана, переставит ее на постамент", - поясняет Церковников. Встанет монумент не на прежнем "пеньке" (так Вера Мухина пренебрежительно отзывалась о 10-метровом постаменте, на котором скульптура стояла в Москве до реставрации), а на павильоне-постаменте высотой 37 метров. Сейчас он уже обрел свои формы, заданные проектом Бориса Иофана. Фасад его будет именно таким, каким его видели гости Парижской выставки. Центральный вход украсит чудом сохранившийся с тех времен десятитонный герб Советского Союза из ценного камня (размером 3 на 3 метра), а по периметру "расставят" скульптуры спортсменов и рабочих союзных республик. "Прежде павильон был облицован казганским мрамором, сейчас заберем его в гранит, - уточняет Церковников. - Палитра цвета - от темного коричневого до светлых тонов - будет максимально приближена к первоначальной. Коммуникации к павильону уже подводятся, следующий этап - облицовка". Прямо под "Рабочим и колхозницей" разместится музей Веры Мухиной. Предусмотрено место также для конгресс-холла, драматического театра, выставочных залов... На Международной выставке в Париже только что отлитых "Рабочего и колхозницу" собрали в рекордные сроки: вместо обещанных 25 дней - за 11. Сколько понадобится сейчас? "Стараемся успеть к 5 декабря - дате, на которую назначили открытие монумента", - говорит Церковников.

    Пока же не закончилась даже работа над фрагментами статуи (всего их 65). Ангар ЦНИИ строительных конструкций все еще напоминает анатомический театр гигантов, только расчлененные руки-ноги - металлические, а вместо обычных косточек - так называемые ребра жесткости, фиксирующие пластины железной плоти. Многие фрагменты "закованы" в железные кассеты, чтобы не дай бог не нарушилась авторская пластика. Гордо сияет уже готовая голова "рабочего". Церковников указывает на вздыбленную громаду металла: "Вот его грудь. За ней - спина. Их разъединили, чтобы поменять "внутренности". В некоторых блоках крепления испорчены до 80 процентов". Каркас, на котором "сидела" статуя, лежит жалкой грудой ржавых железок. Новый, состоящий из 15 элементов в 120 тонн, завершают умельцы на заводе в Белгороде. Уже скоро его доставят в цех-"операционную".

    Грохот в ангаре - хоть уши закладывай. Прямо здесь специальным молотком ровненькие железные листы превращают в мускулы и другие рельефы статуи. Она состоит из 6 тысяч пластин, заменить потребовалось порядка 250. Больше всего пострадал 30-метровый шарф. Ветер и время истрепали его края и сгибы в ветошь. Если бы статую вовремя не демонтировали, шарф в 5,5 тонны мог сорваться, и тогда беды бы не избежать... Каждую новую заплатку аккуратно приваривают к блоку, очищают. Потом на пластины наносится специальная паста, разработанная во Всероссийском институте авиационных материалов. Чудо-состав не только съедает застарелый налет, но и образует защитную пленку. Чтобы пластины обрели прежний блеск, их обрабатывают два-три раза. Но для долголетней сохранности статуи этого мало. "Будем покрывать ее составом, используемым в авиации, - рассказывает Церковников. - Но пока не решили, где это лучше делать - в цехе или на месте установки статуи".

    Специалисты пророчат великанам железное здоровье на многие десятилетия вперед.

    Поделиться