Перечисляя символы своей страны, бразильцы непременно вспомнят о своем гимне. Красивейший по своей музыкальности, он рассказывает образными и ясными стихами о том, что есть душа нашего народа. Особо хочу выделить ту его часть, где повествуется о Независимости Бразилии, рожденной седьмого сентября 1822 года по повелению императора Педру Первого. О своем решении монарх возвестил в историческом "Возгласе у Ипиранги" (Ипиранга - небольшая река, расположена в городской черте Сан-Паулу). В тот день Бразилия освободилась от политической зависимости от Португалии и стала суверенной. В Сан-Паулу, на берегу Ипиранги сегодня работает музей, где многочисленные посетители могут ознакомиться с историей "отважной песни" (слова из гимна), а значит, и с историей свободы, о которой мечтали первооткрыватели и герои нации.
Что же за события стоят за знаменательной датой 7 сентября? С ней связывают осознание бразильцами "бразильскости", то есть единения, ставшего всеобщей идеей в стране, раскинувшейся (только представьте себе!) более чем на 8 500 000 квадратных километрах.
Самый простой, но очень убедительный пример этого духа можно найти... в спорте, где страна не раз блистала на пьедесталах. На международных соревнованиях всегда можно услышать национальный гимн в исполнении "торсиды" - знаменитых бразильских болельщиков. На самые отдаленные континенты они следуют за своими кумирами - футболистами, волейболистами, представителями других видов спорта и поддерживают их с редким энтузиазмом и энергией.
Кто-то может спросить - какое это имеет отношение к 7 сентября? Отвечу: самое прямое, ведь именно этот день стал отправной точкой для национальной идеи, того главного чувства, которое хорошо знакомо каждому бразильцу. Более 180 лет минуло с "Возгласа у Ипиранги", и сегодня Бразилия - в числе самых уважаемых во всем мире стран. Ну разве не почетно быть одной из стран БРИК! Мы многого добились в социальном и экономическом плане.
Более 60 миллионов бразильцев учатся в учебных заведениях всех уровней. Университеты страны выпускают пока еще не столько ученых, сколько хотелось бы, но и они уже играют все более заметную роль в международном сообществе. Бразильцы, например, далеко продвинулись в исследованиях стволовых клеток, нефтехимической отрасли и многих других.
Обретение независимости от Португалии не омрачило отношений с бывшей метрополией, с которой нас объединяет общий язык. И сегодня эти отношения остаются братскими и теплыми. Мы говорим на португальском языке, который тесно объединяет восемь стран португалоязычного сообщества (Португалия, Бразилия, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Гвинея-Бисау, Ангола, Мозамбик и Восточный Тимор). А это 240 миллионов человек, которые говорят и пишут на одном языке. Ожидается, что в скором времени португальский язык получит статус официального рабочего языка ООН. В своем классическом труде "Почему я славлю свою страну" (1900 г.) граф Афонсу Селсу отдает должное величию Бразилии, а затем называет ее примером рая на Земле. Вот его слова:
"Нет в мире страны красивее Бразилии. Все, кто посещает ее, свидетельствуют об этой несравненной красоте. В ее пределах можно найти все, что есть на Земле красочного и грандиозного. И более того: панорма достойна самого яркого вообржения, картины природы разнообразны и восхитительны".
Бразильский филолог XIX века Жоан Франсиску Лисбоа писал в статье для газеты "Жорнал ду Тимон" о чувствах удивления и восхищения, которые испытали первооткрыватели Бразилии, впервые увидев ее берега. "Их так поразила красочность новой девственной земли, что всех посетила одна и та же мысль: несомненно, именно на этой благословенной земле мог когда-то быть Рай земной", - пишет ученый.
Эти отрывки дают более точное представление о том, что представляет для своего народа и для человечества в целом Бразилия, ставшая свободной 7 сентября 1822 года.