Два слова о себе. Мое знакомство с Бразилией, а потом и любовь к этой стране начались в 70-е годы. Помните, тогда на экраны СССР вышел фильм "Генералы песчаных карьеров" по книге Жоржи Амаду?
Бразильская земля казалась очень далекой, но реальность иной раз обгоняет любые фантазии - в 1994 году я оказался в Бразилии. Начало оказалось трудным. У меня, например, не было даже телефона, линию нужно было покупать просто за абсурдные деньги.В 1998-м я сумел-таки достать мобильный телефон, купленный в дьюти-фри, - этот "кирпич" от Самсунга тогда здорово мне помог. Сегодня я разговариваю со всем миром через Интернет - нет больше барьеров для коммуникации! Я рассказываю об этом лишь для того, чтобы очевиднее стало обстоятельство: все мы находимся на пути сближения в этом мире, который становится все теснее по мере нашего развития. Полезно знать это, если пытаешься предвидеть будущее. Мне кажется это заманчивым - предвидеть будущее, особенно будущее двусторонних отношений между Бразилией и Россией - странами, которые для многих людей, в том числе и для меня, стали одинаково родными.
Начнем с торговли
Что мы имеем в сегодняшней структуре торговли между Бразилией и Россией? Бразилия продает в Россию в основном сельхозпродукцию. Это и неудивительно, учитывая, что в Бразилии сосредоточено 22% мировых земель, пригодных для сельского хозяйства. Среди российской продукции, поставляемой в Бразилию, есть и промышленные товары, но более 91% в структуре бразильского импорта из России - это удобрения. Сравните: на долю продукции машиностроения приходится лишь 0,4-0,5%, что, понятно, не соответствует потенциалу российской промышленности. Вот и выходит, что сегодняшний объем двусторонней торговли - это лишь верхушка того айсберга возможностей, которые наши страны могут предложить и тем самым только усилить друг друга - не только посредством торговли, но и обменом технологий и созданием совместных предприятий. Поле для совместной работы необъятное - возможности развития космических технологий в Бразилии, использование бразильских разработок в строительстве пассажирских самолетов бизнес-класса в сочетании с российским передовым опытом в военной авиации...Даже в такой сфере, как жилищное строительство, где бразильские предприятия имеют обширный многолетний опыт не только у себя на Родине, но и в различных странах мира, российские предприятия могут предложить свое ноу-хау - возведение фундаментов на насыпных и болотистых почвах.
Движение в двух направлениях
Я прекрасно помню наше настойчивое желание войти на рынки латиноамериканского континента, появление в Бразилии знаменитой вазовской "Нивы", у которой сегодня здесь есть даже свои фан-клубы. Говорят, проект будет продолжен - "Ниву" начнут выпускать в Уругвае и продавать в Бразилию. Жаль, что сборка будет не бразильская - она славится своим качеством. Российские инвесторы все увереннее ступают на бразильскую землю. Один из примеров - российское предприятие "Оргхим", которое начинает производство полимеров из растительного сырья в штате Мату-Гроссу-ду-Сул с возможностью экспорта в Россию. Среди бразильских инвестиций в России последних лет можно выделить два крупных проекта: Sadia S.A. и Miratorg Holdings. В 2007 году состоялось открытие завода Concоrdia со штатом численностью 3 тысячи сотрудников в Калининграде. Это первое производствеенное предприятие холдинга Sadia за пределами Бразилии. Бразильский Marcopolo в сотрудничестве с ГАЗом осуществили совместный проект по производству в России автобусов. В октябре 2007 года в окрестостях Нижнего Новгорода началось производство 22-местных микроавтобусов Real и междугородних автобусов - Andare 850 на 47 мест на заводе в Голицыно.
Что нам помогает?
Я считаю, что сегодня в Бразилии есть все условия для привлечения прямых инвестиций из России. Причин несколько: растущая роль Бразилии в мировой экономике; стабильность политической, экономической и социальной сфер; большой потенциал внутреннего рынка страны; лидирующие позиции Бразилии на мировом рынке сельхозпродукции; запасы руды, представляющие интерес для российских компаний. Бразилия, в свою очередь, заинтересована в привлечении наших инвестиций - ее законодательство поощряет привлечение иностранного капитала в национальную экономику.
Несколько отрицательных моментов
Начнем с чисто географического фактора - удаленность друг от друга России и Бразилии может быть помехой; при этом система прямого транспортного сообщения между нами остается весьма слабой. В технических отраслях сказывается многолетний опыт стабильных политико-экономических отношений с США у одной страны и с Восточной Европой у другой - традиционно Россия и Бразилия используют различные технические нормы и стандарты. Система кредитования и страхования российского экспорта в Бразилию плохо отработана; российские предприятия в Бразилии страдают от отсутствия качественного юридического сопровождения. Пока еще предприниматели двух стран имеют слабое представление о внутренних рынках друг друга. Не хватает информации, рекламы, презентаций совместных проектов . Существуют и другие барьеры,часть из которых исчезнут со временем сами по себе, а для преодоления других понадобятся серьезная работа правительств, частных организаций и самих предпринимателей.
В этом смысле стоит приглядеться к опыту "Нефтегазгеодезии" . Считаю, что деятельность российской "Нефтегазгеодезии" в Бразилии, как и других предприятий, ищущих свою нишу, может быть очень полезным вкладом в развитие бизнеса между нашими странами. Предприятие "Нефтегазгеодезия" было создано в 2002 году. За минувшие семь лет были реализованы геодезические и топографические работы на северо-западе России, инженерная часть газопровода "Голубой поток" в Черном море; газопровод Севера Европы, нефтепровод для консорциума "Северная нефть", нефтепровод "Западная Сибирь - Тихий океан" и другие проекты. Были выполнены работы и осуществлено инженерное сопровождение проектов компаний "Газпром", "Транснефть", "Лукойл", "Роснефть", РАО ЕЭС и других. В 2006 году "Нефтегазгеодезия" совместно с "Газпромом" и немецким предприятием WINGAS GmbH завершили работы по созданию карты европейских газопроводов. В 2005 году "Нефтегазгеодезия" открыла дочернее предприятие UBRASGEO ENGENHARIA (RBGE) в Бразилии в целях усиления своего присутствия на здешнем рынке. В 2008 году RBGE выполнило свой первый в Бразилии проект для нефтегазового холдинга "Petrobras". Были проведены топографические, геологические, гидрологические и геофизические исследования для прокладки подводных переходов к магистральному трубопроводу в юго-восточном штате Эспириту-Санту. Трудный путь компании к завоеванию бразильского рынка может быть темой отдельной статьи и предметом для изучения российскими компаниями. Здесь и трудности адаптации к требованиям местного законодательства - формальным и неформальным и проблемы с наймом персонала, и выстраивание отношений с местными поставщиками. Те, кто обращает свои взоры на бразильский рынок, смогут многому научиться на нашем опыте четырех лет работы в Бразилии.
Как видим, у наших двух стран огромное поле для работы. Мы еще только в начале пути.