Глубоководные обитаемые аппараты "Мир-1" и "Мир-2" совершат несколько погружений в южной части Байкала, чтобы подтвердить или опровергнуть предположения о том, что на дне озера покоится состав с золотом Колчака.
Напомним, 29 августа ученые обнаружили фрагменты вагонов, предположительно, времен Гражданской войны, однако полной уверенности в возрасте находки у исследователей нет. Они подняли на поверхность искореженные детали конструкций и ждут вердикта историков и археологов.
Относительно того, как вагон оказался на дне озера есть два предположения: по одной из версий, поезд, двигавшийся по Кругобайкальской железной дороге (которая тянется вдоль побережья всего в нескольких метрах от кромки воды, - авт.) из-за камнепада сошел с рельсов и затонул. А возможно, поезд провалился под лед - в начале ХХ века по Байкалу еще прокладывали "зимники". Не исключено, что именно этот состав перевозил легендарное золото Колчака, которое на протяжении долгих лет безуспешно разыскивают кладоискатели.
Как отметили в Фонде содействия сохранению Байкала, не зависимо от результатов погружений, "Миры" завершат исследования озера в этом сезоне. В середине сентября за батискафами в Иркутск прибудет тяжелый транспортный самолет, который увезет их к месту постоянной прописки - в Калининград.
Справка "РГ"
"Золото Колчака" - часть золотого запаса России, которая во время Первой мировой войны по приказу царского правительства была отправлена в Казань. В 1918 году золото оказалось в руках белогвардейцев. Однако во время отступления на восток часть богатств бесследно пропала. Историки полагают, что, возможно, состав, который перевозил золото, затонул в Байкале.