Известный российский сценарист и кинорежиссер Александр Миндадзе совместно с киностудией "Беларусьфильм" готовится к съемкам картины, посвященной 25-й годовщине аварии на Чернобыльской атомной станции. Главный герой будущего фильма становится невольным свидетелем катастрофы на ЧАЭС. От специалистов-атомщиков он узнает всю правду о трагедии. Перед ним возникает моральный выбор: спасти людей и город либо выполнить приказ "сверху" и не сеять панику.
В сентябре начнется подготовительный период съемок: поиск натуры и подбор актеров. Привлекать популярных и медийных актеров режиссер и на сей раз не собирается, он предпочитает "незаезженные" лица. Новый фильм, по словам режиссера, будет адресован людям, которые еще не разучились сопереживать человеческому горю.
Многие фильмы режиссера связаны с катастрофами: "Остановился поезд", "Армавир". Он усматривает за трагедиями разрыв всех связей - социальных, эмоциональных, родственных... Будущий фильм продолжит тему апокалипсиса, которую в последние годы разрабатывает Миндадзе. Именно этой теме был посвящен его режиссерский дебют - фильм "Отрыв", который он снял в Минске. Теперь там же Миндадзе собирается снимать свою новую картину. С обсуждения этого фильма в киноклубе и начался наш разговор.
- Почему вы, кинодраматург, стали кинорежиссером?
- В наше время многие становятся кинорежиссерами. Феллини был кинодраматургом, Кеслевский.
- Что самое сложное в работе над фильмом?
- Мне снимать несложно, поскольку я писал сценарий. Все было раскадровано, а когда знаешь точно, тебе и людям легче работать.
- Тема фильма - катастрофа, посткатастрофа... Как они влияют на людей?
- Если есть ощущение катарсиса, то картина сама катарсисная, улавливает наше общее жизненное самочувствие. В "Отрыве" разлито общее состояние, когда одна жизнь кончилась, а другая не наступила. Масса людей оказалась на переломе: социальном, духовном. Мы находимся на перепутье.
- Некоторые киноведы считают, что настоящее кино закончилось в 60-70-е годы и сейчас мы находимся в состоянии некоего застоя. В обозримом будущем будет ли кинематограф серьезно меняться?
- Будет меняться, потому что меняются технологии. Способ съемки приближается к кинодокументализму, кино становится менее постановочным.
- Говорят, сегодня у режиссера меньше свободы - отсутствие денег калечит кино. Вы согласны с таким утверждением?
- Отсутствие несвободы калечило картины и в прошлом. А сегодня калечит отсутствие другой несвободы. Мои сценарии почти на каждом этапе в разных инстанциях "заворачивали" и возвращали на доработку. Тогда я начинал играть в "поправки" - сначала выбрасывал требуемое, а на следующем этапе согласований опять вставлял. Чиновники в советском кино прекрасно понимали, что сценарист лишь делает вид, что правит сценарий... Тогда были худсоветы, а значит, противостояния, но выбор натуры, актеров, режиссера был больше. Сейчас тебе ничего не запретят, но вежливо скажут: это не входит в их планы. Вот вам и цензура.
- В сентябре вы начнете снимать фильм опять о катастрофе...
- Это вечная история о том, как человек пытается выжить в предложенных ему обстоятельствах.
- Почему вы предпочитаете приглашать неизвестных актеров?
- Когда приходит известный артист, он отражает в роли все, что играл до этого. А тут должны быть люди, которые жили в 80-е годы, стали свидетелями страшной трагедии и которым есть что о ней сказать.