Новый учебный год у ворот екатеринбургской школы №199 "Приоритет" вместо учеников встретили их родители.
У заваренной решетки ворот с раннего утра дежурили милиционеры, готовые разогнать первосентябрьскую линейку как несанкционированный митинг. Родители побоялись привести к школе детей, но сами заявили, что ради сохранения школы готовы даже идти на голодовку.
Распоряжением управления образования были ликвидированы семь малокомплектных школ города. Шесть из них, несмотря на недовольство детей и родителей, все-таки расформированы, и новый учебный год их ученики начали в других школах. Некоторые родители учеников "Приоритета" не стали забирать документы. И сегодня ее учениками все еще числятся девять ребят. Руководство школы решило оспорить решение администрации в суде, и 25 августа 17-й арбитражный апелляционный суд приостановил действие распоряжения о ликвидации школы №199. Однако управление образования школу не открывает.
Дорогие дети
Ликвидацию малокомплектных управление объясняет прежде всего тем, что на их учеников тратится больше денег, чем на учеников обычных.
Сейчас заработная плата педагогов зависит от количества учеников в классе. В малокомплектных школах, где в классе 12-15 человек, учителя получали бы значительно меньше, и управление образования вынуждено платить педагогам надбавки.
Однако выяснить, в какую именно сумму городскому бюджету обходится ученик малокомплектной школы, проблематично.
- Когда нас уведомили, что школу закрывают, мы запросили расчеты, но нам выдали только табличку, где была указана большая стоимость обучения наших ребят, но методики расчета не было, - говорит директор школы №199 Валентина Обросова. - Мы сами нашли методику, и по нашим подсчетам получилось, что наши ученики стоят ничуть не больше, чем в любой другой школе. Пусть нам объяснят, в чем неверны наши расчеты? Но никто не объясняет.
- Все считают затраты на учеников по-разному, - подтвердил председатель Екатеринбургского родительского комитета Валерий Неталиев. - Везде своя шкала оценки, и трудно определить, где правильная.
Крайние меры
Окончательное судебное решение по этому делу еще не принято. В своем обращении к депутатам Облдумы и Татьяне Мерзляковой коллектив школы говорит о том, что работники городского управления образования обзванивают родителей учеников и жестко, в административном духе убеждают забрать документы и перевести детей в другие учебные заведения.
Но родители убеждены: в других учебных заведениях их дети не получат столь же качественного образования. 199-я школа специализировалась на английском и немецком языках и стабильно показывала высокий уровень образования.
Родители учеников говорят: если должностные лица не поддержат школу, они готовы идти на крайние меры. Один из родителей - профессор Уральского госуниверситета Дмитрий Стровский - начинает голодовку:
- Своими действиями управление образования администрации Екатеринбурга и отдел образования Верх-Исетского района нарушают правовые и морально-этические нормы. Это моя гражданская позиция. Эта ситуация высветила главную проблему взаимоотношения власти и общества: власть соврешенно не заинтересована в том, чтобы информировать о своих решениях граждан и услышать их мнение.
На слова администрации о том, что в екатеринбургских школах есть 15 тысяч свободных мест, где могли бы учиться ребята (в малокомплектных школах учились всего 0,3% школьников Екатеринбурга), профессор Стровский отвечает, что права меньшинства тоже необходимо защищать, а право выбирать формы образования гарантировано Конституцией.
Александр Соболев, министр образования Свердловской области:
- Когда говорят о закрытии малокомплектных школ, имеют в виду учебные заведения в больших городах и представляют их как великолепные школы. Поверьте, это не так. Все они не удовлетворяют сегодняшним требованиям организации учебного процесса.
Другое дело - сельские малокомплектные школы, к ним мы подходим осторожно. Хотя мы решили проблему подвоза школьников к сельской школе, при качестве наших дорог это не всегда оптимальное решение.
В целом по области реорганизация затронула менее одного процента школьников, полтора процента образовательных учреждений и столько же педагогов. В Екатеринбурге за счет этого сокращено 300 учебных мест, но введено более тысячи новых. При этом соблюдены все нормативные принципы, выполнены все требования закона, права детей и родителей не нарушены.
Евгения Умникова, начальник управления образования администрации Екатеринбурга:
- У нас в городе в сфере образования есть неэффективное расходование средств. В 2008 году по педагогическому составу этот неэффективный расход превысил 500 миллионов рублей.
Есть определенные нормативы. В классе по этим нормативам должно быть 23-25 человек. На одного педагога должно приходиться 13 учеников. В малокомплектных школах все эти нормы нарушаются. Увеличить классы не позволяет помещение, потому что все они располагаются в зданиях детских садов. Педагогический состав тоже нельзя изменить. Вот и получается, что эти школы являются неэффективными.
Дмитрий Вершинин, заместитель председателя комитета по социальной политике Свердловской областной Думы:
- Родители и педагоги не достигли компромисса с представителями районной администрации: люди ждали ответа от власти, но разговора не получилось. Точку в конфликте поставит суд. Не исключаю, что решение будет в пользу управления образования. Но такое решение все равно ущемляет интересы детей. Школа имела свое лицо, свои программы. Это тоже чего-то стоит, и нельзя просто так лишить этого ребят.