Сказать определенно, какая доля молока, реализуемого в розницу, представляет собой микс, приготовленный на основе порошка, затрудняются даже специалисты. Технический регламент, жестко предписывающий указывать на упаковке, натуральное в ней содержится молоко или напиток, так в итоге и не заработал. Хотя со дня, когда документ должен был окончательно вступить в силу, прошло два месяца.
- Если это наконец произойдет, то во многом перевернет устои, сложившиеся в производстве и реализации молока, - отмечает Владимир Мымрин, председатель НП "Союз животноводов Урала". - Цена порошкового молока должна быть как минимум в два раза ниже, чем натурального. Поскольку это два совершенно разных продукта. В напитке уничтожена вся полезная микрофлора, в нем присутствует только кальций, и тот не совсем хорошо усваивается организмом. Открыто показать на упаковке, что это не натуральное молоко, - все равно что подписать себе приговор и потерять львиную долю прибыли. Не случайно введение техрегламента в очередной раз отложено.
При этом Владимир Мымрин признался, что как потребитель может назвать всего два-три бренда на местном рынке, которым доверяет.
- Мы провели опрос потребителей Екатеринбурга (выборка составила 1260 человек), - рассказала Валентина Неганова, заведующая агропродовольственным сектором Института экономики УрО РАН. - Почти 37 процентов из них признались, что не будут покупать порошковое молоко, если производители известят об этом на упаковке.
С одной стороны, понять переработчиков можно: когда молока в избытке, иного выхода, кроме его превращения в порошок, у них просто нет. Так, на одном из крупнейших предприятий региона скопилось 200 тонн нереализованной массы. Но при этом на рынке множество таких игроков, которые разводят дешевое сухое молоко, поступающее по серым схемам из Белоруссии, стран Европы. Зачастую они при этом используют чужие торговые марки. Себестоимость такого продукта в разы ниже, чем натурального: порошковое молоко из-за границы на порядок дешевле российского, поскольку там государство щедро дотирует сельское хозяйство.
Такая нечестная конкуренция подкашивает не только переработчиков, но и производителей молока, и без того страдающих от извечного дисбаланса цен на свою продукцию.
- Пакет молока в розничной торговле стоит в Екатеринбурге в среднем 24 рубля, - замечает Владимир Мымрин. - Десять рублей забирает ритейл, примерно четыре рубля - переработчик. Производители сдают молоко по цене не более 10 рублей за литр. Во всем мире эта "пирамида" перевернута: 60 процентов получает производитель, 25 - переработчик и только 15 процентов от конечной цены продукта приходится на долю ритейла. Эта та справедливая схема, при которой производство молока может быть рентабельным. Не случайно сегодня средняя зарплата в сельском хозяйстве Среднего Урала (за исключением птицеводства) составляет шесть тысяч рублей - это почти в три раза ниже уровня средней зарплаты в регионе.
По данным облстата, поголовье крупного рогатого скота на Среднем Урале за последний год уже сократилось почти на пять процентов и составило на 1 июля 289,4 тысячи голов.
По мнению Негановой, в зимний период, при традиционном сезонном падении производства молока, его недостаток будет восполняться за счет увеличения на рынке количества восстановленного продукта. Причем не исключено, что доля импортного сухого молока будет возрастать.
Как отмечает Владимир Мымрин, ситуация в какой-то степени осложняется тем, что для Среднего Урала практически нехарактерны резкие сезонные колебания в этом виде производства. Так называемого периода "большого молока" (с 15 мая по 15 августа) в нашем регионе практически не бывает: разница валового выпуска продукта, скажем, в июле почти не отличается от январского.
Между тем
Проблема несоответствия закупочной и рыночной цен на молоко сегодня актуальна и для Тюменской области. Даже в ведущих хозяйствах региона себестоимость литра молока составляет от 9 до 13 рублей. При этом закупочная цена не выше 10 рублей. Покрыть расходы и вывести отрасль на минимальную рентабельность селянам помогают исключительно областные субсидии. За каждый произведенный и сданный на переработку килограмм молока предприятиям перечисляется из бюджета три рубля. С недавних пор для хозяйств, взявших большие кредиты на развитие, в регионе дополнительно ввели так называемую "антикризисную" доплату - еще по два рубля за каждый сданный килограмм.