По словам исполнительного директора Союза животноводов Урала Елены Стафеевой, 90 процентов молочных хозяйств Свердловской области могут разориться.
Как заявили руководители агропредприятий, в столь сложной ситуации отрасль оказалась по вине областного правительства, которое вот уже три месяца не выплачивает животноводам так называемую молочную субсидию - по три рубля за литр произведенной продукции. Переработчики закупают сырье по 10 рублей за литр, тогда как хозяйствам его производство обходится в 12 - 13 рублей. Дотации из областного бюджета позволяли животноводам сводить концы с концами, теперь они лишились этой подстраховки. В общей сложности хозяйства недосчитались порядка 600 миллионов рублей. Между тем именно сейчас деньги крестьянам особенно нужны: продолжается заготовка кормов, идет уборочная кампания.
Прекратилось бюджетное финансирование и по программе технической поддержки отрасли - по этой статье крестьяне недополучили 590 миллионов рублей. В наиболее сложном положении оказались те хозяйства, которые в расчете на бюджетную компенсацию приобрели в кредит дорогостоящую технику, а теперь вынуждены расплачиваться за нее собственными средствами.
Как снежный ком растут и долги по налогам, зарплате - в ряде хозяйств работники не получают ее уже два-три месяца. Разорительными для отрасли стали и высокие тарифы на электроэнергию. С января они выросли почти в два раза, и если в прошлом году хозяйства рассчитывались с энергетиками копеечка в копеечку, то нынче уже задолжали им 120 миллионов рублей. Между тем в соседних регионах энерготарифы на 30 - 60 процентов ниже, это дает существенное конкурентное преимущество иногородним поставщикам молочных продуктов.
- Еще в мае постановлением председателя правительства РФ сельхозпроизводители выделены в особую категорию энергопотребителей, но Региональная энергетическая комиссия до сих пор не пересмотрела установленные для нас тарифы, - говорит руководитель одного из крупных хозяйств Анатолий Никифоров.
Некоторые сельхозпредприятия, оказавшиеся в отчаянном положении, переходят на альтернативные виды топлива: например, воду для буренок нагревают с помощью дров.
- Нас не так пугает перспектива вернуться по условиям труда в каменный век, как вполне реальная угроза лишиться дойного стада. В 90-е годы мы уже потеряли две трети поголовья, в последнее время за счет бюджетных вложений сумели остановить процесс, ввели в действие ряд современных комплексов, приобрели породистый скот. А теперь руководители хозяйств вынуждены пускать под нож элитных буренок, чтобы рассчитаться с кредиторами и не работать себе в убыток, - заключает Елена Стафеева.
По ее мнению, спасти положение может только безотлагательное перечисление хозяйствам предусмотренных законом субсидий, а также корректировка энергетических тарифов для сельского хозяйства. Кроме того, Союз животноводов надеется, что Госдумой вскоре будет принят закон о торговле, который позволит более справедливо распределять доходы между производителями молока, переработчиками и торговлей.