Новости

03.09.2009 00:43
Рубрика: Экономика

Мышеловка для пассажиров

В Старом Свете стало на одну дешевую авиакомпанию меньше

Один из крупнейших бюджетных авиаперевозчиков Старого Света SkyEurope начал процедуру банкротства. Из-за нехватки денежных средств рейсы этой словацко-австрийской компании отменены по всей Европе. Для 280 тысяч купивших билеты пассажиров эта новость стала полной неожиданностью.

Обанкротившаяся компания была создана в Словакии в 2001 году двумя молодыми бельгийцами при содействии австрийских инвесторов. Бизнес-идея на тот момент выглядела довольно сенсационной - позволить восточноевропейцам еще до расширения ЕС в 2004 году путешествовать по всему континенту за сущие копейки. Словацкая столица Братислава, расположенная в 55 километрах от Вены, как нельзя лучше подходила для реализации смелого замысла.

В довольно короткие сроки SkyEurope смогла занять третье место в Европе среди бюджетных авиаперевозчиков. Благодаря активной деятельности компании увядавший аэропорт Братиславы обрел вторую жизнь и постепенно превратился в важный транспортный узел. Самолеты "лоу-костера" (дешевого перевозчика. - Ред.) выполняли регулярные рейсы по 16 направлениям. При этом цены на билеты, как и было обещано, оставались довольно низкими. Несмотря на заметные успехи в темпах развития, деятельность SkyEurope имела один, но очень важный в бизнесе нюанс - отсутствие прибыльности. За всю историю с момента своего создания SkyEurope так и не смогла стать рентабельной, что в конечном итоге и сыграло роковую роль в судьбе авиакомпании.

Первый звонок раздался еще 15 августа, когда венский аэропорт из-за накопившегося долга отказался обслуживать самолеты SkyEurope. Тогда же в рамках реструктурирования деятельности и снижения расходов парк компании был сокращен наполовину - с 14 до 7 самолетов. А рейсы в Вену выполнялись через Братиславу, дальше пассажиров везли на автобусах. Однако значительных результатов это решение не принесло. SkyEurope была обречена.

Однако не следует в смерти авиакомпании винить последствия мирового экономического кризиса. Причины банкротства скорее заключаются в грубых просчетах, допущенных в управлении компанией. Удивительно, но два других бюджетных авиаперевозчика, активно работающих в Европе, за последние полтора года смогли добиться хороших экономических показателей и значительного роста пассажиропотока на своих рейсах. В то время как крупнейшие европейские авиакомпании, работающие по старым схемам, до сих пор переживают далеко не самые удачные времена. В первой половине 2009 года клиентами SkyEurope стали 1,25 миллиона человек. По меркам послекризисной Европы это весьма неплохой результат.

Естественно, что главными пострадавшими от банкротства SkyEurope стали пассажиры. Они теперь вынуждены покупать билеты еще раз и за свой счет, но теперь у других перевозчиков. Возможность возврата денег за пропавшие билеты существует, но только в одном случае - если билеты приобретались через Интернет и оплачивались кредитной картой.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Финансовые проблемы авиаперевозчиков