В ближайший понедельник пассажиры аэропорта Домодедово будут приятно удивлены: на первом этаже терминала они смогут увидеть шедевры русской живописи XX века из собрания Государственной Третьяковской галереи. Третьяковка представит авиапассажирам сразу три лакомых блюда - три экспозиции: "Русский авангард", "Мир искусства Сергея Дягилева" и "Наталья Гончарова и Михаил Ларионов". Каждая выставка вобрала 24 картины, но не в оригиналах, а в трехмерном изображении. Речь идет о принципиально новой технологии - создается полная иллюзия объемного пространства.
Впрочем, подобное знакомство с картинами, остающимися на своих местах в музее, но пришедшими к зрителям в трехмерном облике, спроецированными на экраны, не в диковинку в мировой практике. В аэропортах Праги, Афин, Амстердама есть уже подобное. Для России и для Домодедово в частности такое новшество - эксклюзивная акция.
Вопрос резонный: почему для привлечения широкой публики к живописи - ведь не только рафинированные эстеты летают на самолетах - выбран авангард? По мнению специалистов Третьяковки, авангард, не всегда понятный массовому зрителю, именно в таком выражении может привлечь внимание, заронить интерес. "Мы не хотим при этом некой подмены, цель этой и других акций, чтобы люди, посмотрев на копии картин Шагала и Кандинского, пришли посмотреть на оригиналы", - поясняет генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
Вот-вот заработает пилотный проект в мировой музейной практике, являющийся, безусловно, достойным примером для популяризации искусства самыми различными способами. И среди нескольких десятков шедевров, переведенных в трехмерное изображение, - картины великого Марка Шагала, славного сына Витебска. На страницах "СОЮЗа" мы постоянно рассказываем о выставках, проходящих в России, Беларуси, за рубежом, где представлены полотна Мастера, о Шагаловских чтениях в его родном городе (кстати, первые, еще всесоюзные Шагаловские дни прошли в Витебске в январе 1991 года), вспоминаем его окружение, близких, стараемся не пропускать "круглые" даты биографии художника.
Нынешнее свидание с Третьяковкой - не первое для мэтра. Еще в 1927 году Марк Шагал, сделав иллюстрации к "Мертвым душам" Гоголя, прислал огромную серию своих работ в Москву с припиской: "Дарю Третьяковской галерее со всей моей любовью русского художника к моей Родине". Ну а триумфальное вхождение Шагала в музейную экспозицию в Лаврушинском переулке произошло в 1973-м, когда в Третьяковке 5 июня состоялось долгожданное представление его коллекции.
Сначала выставку хотели устроить в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Узнав об этом, Марк Захарович (маленький, похожий на зайчика, стеснительный в обхождении человек) твердо сказал: "Я не хочу. Я - русский художник". И выставку устроили в Лаврушинском.
На ее открытии все залы, включая суриковские и репинские на втором этаже, были забиты народом. Министра культуры Екатерину Фурцеву прорвавшаяся публика отбросила в сторону. Ударившись плечом о стену, Екатерина Алексеевна вскрикнула: "Меня, министра?" Очевидцы не удержались от смеха... Оправившись от конфуза, Е.Фурцева произнесла официальную речь. А потом слово предоставили Шагалу.
- Я сердечно благодарен вам за приглашение сюда, - сказал он, - на мою Родину, после пятидесятилетней разлуки. Я благодарен за то, что вы выставляете в Третьяковской галерее некоторые мои работы. Вы не видите в моих глазах слез, ибо, как ни странно, и вдали я душевно жил с моей Родиной и Родиной моих предков. Я был душевно здесь всегда. Как дерево с Родины, вырванное с корнями, я как бы висел в воздухе. Но все же жил и рос. Когда я был мальчиком, в моей душе, быть может, была некая краска, которая мечтала о какой-то особой синеве. И мой инстинкт влек меня туда, где как бы шлифуется эта краска. А что такое краска? Вот вопрос. Краска - это сама кровь тела, как поэзия у поэта. Вам всем известно, что такое любовь. Краска сама по себе и есть эта знаменитая любовь, которая рождает иногда Моцарта, Тициана и Рембрандта. Я хочу каждому из вас сегодня пожать руку. Я люблю говорить о любви, ибо я без ума от известной прирожденной краски, которая видна в глазах людей или в картинах. И надо только видеть мир особыми глазами, как будто только что родился.
Последнее в полной мере удавалось Марку Захаровичу на протяжении всего его долгого творчества. "Я стараюсь создать такой мир, - говорил он, - где дерево может быть непохожим на дерево, где я сам могу вдруг заметить, что у меня на правой руке семь пальцев, а на левой только пять. В общем, такой мир, где все возможно, где нечему удивляться, но вместе с тем тот мир, где не перестаешь всему удивляться".
А сегодня шедевр Марка Шагала, где Мастер изобразил себя со своей вечной Музой - Беллой Розенфельд (она была не только его небесной возлюбленной, но и строгим секретарем и персональным менеджером в одном лице), можно лицезреть в аэропорту Домодедово.