В Лондоне "финансовая двадцатка" обсудит ограничение премий для банкиров

Сегодня в Лондоне открывается саммит "финансовой двадцатки". Одним из самых острых вопросов на нем может стать идея по законодательному ограничению на международном уровне доходов банкиров.

Как отнесется к этой инициативе российская сторона и с какими предложениями она поедет на саммит, накануне заседания не разглашалось. В пресс-службе минфина лишь подтвердили, что вице-премьер, глава ведомства Алексей Кудрин собирается в Лондон. Однако напомним, что во время встречи министров финансов "большой восьмерки" в Риме, где также поднимался вопрос о доходах банкиров, Кудрин дал понять, что не прочь ограничить бонусы топ-менеджерам банков. В первую очередь тем, кто получает господдержку.

Теперь предложение урезать вознаграждение активно продвигает французский президент Николя Саркози. Эта идея является частью пакета предложений ЕС по реформе мировой экономики к саммиту "двадцатки" в Питтсбурге 24-25 сентября. Буквально на днях такой шаг поддержал председатель Еврогруппы, в которую входят министры финансов стран зоны евро, премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер.

Мотивы подобных инициатив понятны, говорит исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев. На дворе - кризис, падение производства. И, наверное, получение больших бонусов банкирами неоправданно как с экономической, так и с моральной точки зрения, полагает эксперт.

Процесс ограничения бонусов уже пошел в странах континентальной Европы, напоминает директор Центра экономических исследований Сергей Моисеев. В Германии существуют рекомендации для всех без исключения банков не выплачивать вознаграждения по краткосрочным результатам работы, по инвестициям, результат которых неизвестен, а также по операциям на фондовом рынке. Во Франции госорганы контролируют выплату премиальных в банках получающим поддержку из казны. Но сейчас Париж предлагает пойти еще дальше - установить особый налог на доходы банкиров, установить верхний предел суммы, которую могут заработать сотрудники каждого банка, и даже наказывать банкиров вычетами за негативные показатели в их работе. Причем такие единые правила предлагается ввести на территории всех стран "двадцатки".

Договориться о такой унификации будет сложно, во всяком случае, вряд ли на нее пойдут США и Великобритания, прогнозирует Моисеев. Скорее всего, каждая страна будет идти своей дорогой. Однако в России, по наблюдениям эксперта, минфин уже аккуратно прощупывает почву для введения норм, ограничивающих бонусы топ-менеджерам банков. По его мнению, здесь может быть два варианта. Первый - разработка кодекса корпоративного поведения для банков, где может быть затронут в том числе и вопрос вознаграждений. Но это будет документ рекомендательного характера. И, скорее всего, финансовые власти все-таки ограничатся введением правил для госбанков. Однако и здесь подстерегают сложности, предупреждает Моисеев. Скажем, можно наделить представителя государства в совете директоров банка правом блокировать решения о бонусах. Но это может войти в противоречие с заключенными ранее трудовыми контрактами.

Если банк получает госресурсы, государство должно иметь возможность влиять на такие решения, считает Александр Мурычев: "Раз уж пользуется поддержкой государства, надо чем-то жертвовать". Но и здесь важно "не перегнуть палку", чтобы у топ-менеджеров сохранялась материальная заинтересованность в эффективной работе. С другой стороны, и сами банкиры должны понимать, что в кризис следует умерить аппетиты.

В банках из первой "тридцатки" в этом году произошло некоторое уменьшение фонда оплаты труда, говорит Моисеев. Но в основном оно, скорее всего, было связано с сокращением рядового персонала и снижением его зарплат. По словам эксперта, уровень вознаграждения в крупнейших банках остался на докризисном уровне. У средних и мелких банков бонусы если и были, то небольшие, утверждает Мурычев: "Какие могут быть премии, если в кредитных организациях падает прибыль и растут убытки?" А, по расчетам Моисеева, размер вознаграждения в крупных и небольших банках отличается в десятки раз: в крупных оно может доходить до нескольких миллионов, а в мелких - составлять 100-200 тысяч рублей.