Противозаконная реклама обошлась концерну "Пфайзер" в миллиарды долларов

На рекордную сумму в истории юридической практики в США - 2,3 миллиарда долларов придется раскошелиться всемирно известному производителю лекарств.

Компания "Пфайзер", известная в том числе разработкой препарата "Виагра", согласилась выплатить эту гигантскую сумму американским властям, чтобы урегулировать обвинения в маркетинговом мошенничестве в досудебном порядке.

Незаконная реклама своих лекарств, в которой утверждалось, что обезболивающие и противовоспалительные препараты компании излечат человека от болезней, на которые они на самом деле не тестировались, стала главным пунктом обвинений в адрес крупнейшего фармацевтического концерна. Помимо этого, как считают в министерстве юстиции США, необходимая дозировка лекарств была умышленно завышена в некоторых случаях в два раза, что также является противозаконным шагом. "Пфайзер" уличили в выплате взяток чиновникам, а также чересчур роскошном приеме, который оказывался людям, принимающим решения о лицензировании тех или иных медикаментов. Заказные материалы в газетах и рассылка рекламных материалов докторам, ответственным за выписку рецептов своим пациентам, дополнили цветистый "букет" обвинений в адрес лидера американской фармакологии.

В итоге одно из дочерних подразделений компании признало себя виновным в маркетинге лекарств с целью ввести в заблуждение потенциальных покупателей. Руководство "Пфайзера" в лице вице-президента Эми Шульмана также решило "посыпать голову пеплом". "Мы сожалеем о некоторых действиях, предпринятых в прошлом", - заявил представитель руководства фирмы.

Как стало известно, "дело "Пфайзера" активно расследовалось при участии ФБР в течение четырех лет. Любопытно, что, предвидя печальный для себя исход расследования, компания еще в прошлогоднем бюджете зарезервировала огромную сумму "отступных", которую оказалась все-таки вынужденной заплатить. Впрочем, произошедшее не замедлило сказаться на активах концерна - акции "Пфайзера" немедленно упали в цене.

Особый смысл разоблачению "нехорошей фармацевтической фирмы" придает обстоятельство, что громкое дело с выплатой крупнейшего штрафа "Пфайзером" проходит на фоне реформы системы здравоохранения США, которую активно продвигает президент Барак Обама. Инициированные им изменения в числе прочего серьезно ужесточают требования и правила игры на рынке медицинских услуг для страховых компаний и компаний - производителей лекарств. В США далеко не секрет, что фармацевтическая индустрия остается одной из самых доходных в стране - ее прибыль по итогам прошлого года составила около 50 миллиардов долларов.

Газета "Вашингтон пост" прямо заявила, что разбирательство с "Пфайзером" стало наглядным примером новой стратегии федеральных органов власти США по борьбе с нарушителями законодательства. "Прижимая к ногтю" крупные концерны, за которыми водятся грешки, Обама и его команда убивают двух зайцев: набирают политические очки и популярность среди населения и, конечно, пополняют подорванный экономическим кризисом федеральный бюджет - львиная доля "выбитых" из "Пфайзера" денег отправится прямиком в распоряжение американского минфина.

Эксперты прогнозируют, что если дело "Пфайзера" было не "показательным" и на самом деле отражает жесткий курс нового руководства США в отношении нарушителей давно устоявшихся и не далеко не самых честных правил игры в области здравоохранения, то следующей "жертвой" вполне может стать одна из крупных страховых компаний.