Новости

06.09.2009 18:35
Рубрика: Культура

Поющие с Чаплином

В Москве и Питере выступила английская рок-группа Keane

Британские мелодисты-меланхолики впервые гастролировали по России. Во всем мире они выступают на стадионах, у нас - спели в клубах. Оказалось, что Keane даже не ожидали столь теплого приема.

Лишние билеты фанаты "стреляли" задолго до входа. Хотя цена на них была весьма высокой: в Санкт-Петербурге - 900 рублей, в Москве - от 3 до 5 тысяч. Даже на более именитых недавних гастролеров - Morrissey, Faith No More и Deep Purple - можно было попасть значительно дешевле. При этом в зале оказалось яблоку негде упасть - для клубных пространств более точная метафора: ни пяди места на полу, где можно поставить бокалы с пивом. Все это было, конечно, странно: в художественном отношении заслуги Keane не столь адекватны. Развивая традиции брит-попа и английского рока, группа уступает своим коллегам: по мелодическому дару и музыкальной интровертности - Muse, по хитовости и шарму - Coldplay, по напору и артистическому обаянию (пусть и отрицательному - такое действует еще эффективнее) - группе Oasis.

Да, Keane необычны. Официально в составе числятся трое: солист, барабанщик и клавишник, который наяривает на трех клавиатурах в том числе гитарные и басовые партии. Что оригинально для рок-музыки: группы без бас-гитары еще можно вспомнить, а без лидер-гитариста - уже едва ли. Никто не спорит: Том Чаплин умеет петь драматично, с завораживающими обертонами, коим учился (но хорошо, что все-таки недоучился) у вокалиста U2 Боно Вокса. Но даже при наличии двух суперхитов Somewhere Only We Know и Everybody s Changing, а также регулярных эфиров в программах "по заявкам", творчество группы слишком уж ровно, стандартно и предсказуемо, для того чтобы считать музыкантов новыми талантами и откровениями.

Или хотя бы для того, чтобы с легкостью заполнять такие вместительные залы. В продолжении этих сомнений (пока техники завершали монтаж оборудования) за сценой включили фонограмму Дэвида Боуи, рок-звезды, на чьих тембрах и композиционных идеях песни Ashes To Ashes уж очень недвусмысленно построен хит "киновцев" Better Than This. О явном плагиате речь не идет, но "Лучше, чем это" (так переводится название) вряд ли получилось у Keane, в сравнении с легендарным Дэвидом Боуи. Хотя тоже - вопрос не бесспорный.

 
Видео:

Впрочем, едва Keane появились на сцене, сомнения стали развеиваться сами собой. Прежде всего - парни вышли к зрителям по-британски четко и вовремя: в 22.00, как и обещали (мало кто из звезд позволяет себе сегодня "кокетливо" не опаздывать).

Сцена оказалась оформлена тоже по-британски строго и академично: изображением обложки последнего диска Perfect Symmetry, в поддержку которого как раз и проводится турне (после России музыканты отправились в США). Следом началось непредсказуемое. Keane начали с песен "Совершенной симметрии" (в концерте их прозвучало 7 из 11). Причем некоторые хиты музыканты продолжили совершенствовать: где-то добавляли электронной напористой энергии, причем даже в пластике клавишник Тим Райс-Оксли старался походить на Мартина Л. Гора из Depeche Mode. (Увы, собственную кавер-версию Enjoy the Silence "депешей" нынешние гастролеры так и не сыграли.) А где-то - драйва, во многом благодаря уже несколько лет числящемуся сессионным музыкантом Джесси Куину - гитаристу, басисту и клавишнику. Пора бы зачислить его в Keane и "на постоянной основе". Но, видимо, Тому Чаплину выгоднее сохранять формат трио. Это выгодней для рекламы, да и журналисты наверняка продолжат спрашивать: "Как же вы играете втроем?"

А так и играют - большую часть музыки на концертах воспроизводит именно четвертый парень - этот самый Джесси. Зрители его уже признали. Со сцены Том объявил о том, что в день концерта у парня - день рождения. И зал хором спел ему Happy Birthday To You. А затем один из поклонников передал подарок. В свертке оказались культовый советский фильм "Шерлок Холмс" на DVD (но на английском языке) и ...гамак.

Джесси расчувствовался. Но еще больше - Том Чаплин. Однако почивать на лаврах музыкантам еще было рано. И Keane с удовольствие продолжили распевать свои хиты.

Том Чаплин брал в руки акустическую гитару и переключался на балладную лирику. Потом снова добавлял эмоций и носился по сцене, подгоняя песенные ритмы. А то вдруг застывал, вглядываясь в зал. Выдавал драматичные мизансцены по полминуты: кому-то приветственно махал рукой, затейливо подбадривал более вялых VIP-зрителей на балконе. А затем произнес в пританцовывающий партер: "Мы сегодня утром приехали из Санкт-Петербурга на поезде. И у меня такое впечатление, что половина поезда - приехала вместе со мной, я узнаю ваши лица!" Это было похоже на правду. Рядом с обозревателем "РГ" стояла толпа восторженных литовцев (вот как надо развивать туризм!), к которым Keane не приехали, вот они и махнули по давней памяти - в Москву. Чуть поодаль - ирландцы, которые ради Keane прикупили тур в Москву (рассказали мне даже про скидки, которые им сделали).

Зрители знали слова почти всех песен, голосили вместе с неутомимо бегающим вдоль сцены Томом Чаплином. Как и у великого однофамильца-актера, у английского певца тоже очень самобытная пластика и немного виноватая, душевная и ранимая улыбка. Наверное, именно такие особенно нравятся женщинам. Кстати, прекрасный пол как раз и составлял, наверное, большую часть аудитории. А одна из девушек вручила Тому букет красных роз, после чего он даже смутился, став под цвет бутонов: "Я не знаю, у вас в России так принято? Просветите, я же у вас в первый раз?"

Песню Better Than This музыканты все-таки изменили в концертном звучании - добавили гитарного звучания, а полукриминальный проигрыш на клавишных убрали. Зато Дэвида Боуи вспомнили убедительно - исполнили кавер-версию Under Pressure, песни, которую он сочинил и спел вместе с Queen. Концерт Keane продолжался под непрекращающийся энтузиазм зала, похоже, люди очень соскучились по хорошей, но в общем безыскусной музыке. Не угнетающей попсовой примитивностью или заумными рок-идеями, а вполне простой, доходчивой. Артистично и бесхитростно, но честно спетой. Том Чаплин был одет в какую-то спортивную курточку, "сестренку" которой, наверно, можно купить и на обычном московском рынке в "Лужниках". Да музыканты и внешне не походили на обычно "расфуфыренных" звезд: эдакие парни из народа. Встретишь на улице и признаешь за "своих ребят". Может, таких уже просто очень мало осталось? Оттого и такой успех у Keane на концертах?

Кстати

Нашей стране они, кстати, посвятили одну песню - You Don t See Me, как раз с последнего диска. Том Чаплин даже пояснил, что группа думала о России 10 лет (Keane существуют с 1995 года, хотя первый диск выпустили только в 2004-м. - Прим. А. А.). Жалели, что ее так никто и не видел в нашей стране "живьем". И вот теперь наконец-то все осуществилось... Удивительно, что в итоге не лучшая английская группа дала в Москве, пожалуй, лучший концерт сезона. На прощание поклонники подарили музыкантам еще и комплекты матрешек.

Культура Музыка Музыка с Александром Алексеевым РГ-Видео РГ-Фото