Политики Европейского союза в панике - у Европы выкристаллизовался новый враг. Настолько мощный, что в состоянии смести со своих постов практически всю политическую элиту Старого Света.
Ситуация оказалась настолько критической, что европейцы все чаще обсуждают планы своего бегства с поля боя в Афганистане. А ведь всего полгода назад талибов в НАТО называли далеко не самым опасным противником.
До 20 августа, когда в Афганистане состоялись президентские выборы, лишь самые отчаянные оппозиционеры в европейских столицах верили в то, что скоро на афганской земле не останется солдат из Старого Света. Большинство же считали, что президент Хамид Карзай хоть и со скрипом, но все же будет переизбран на второй срок, а ситуация в стране медленно, но верно начнет приближаться к общей победе над талибами. Однако чем больше времени ЦИК Афганистана не может озвучить даже предварительных итогов выборов, тем меньше остается оптимистов. Так что же в действительности произошло в Афганистане за последние 17 дней?
Случилось многое. Причем одна новость хуже другой. Грандиозным скандалом закончился налет американской авиации на украденный талибами бензовоз близ Кундуза. В ночь с 3 на 4 сентября по запросу бундесвера летчики ВВС США уничтожили цель, в результате чего погибли по меньшей мере 90 мирных афганцев. Параллельно гибнут и европейские, а также американские солдаты. Теперь уже списки погибших пополняются ежедневно.
ЦИК Афганистана продолжает хранить молчание относительно итогов президентских выборов. Хотя уже давно закончились все мыслимые и немыслимые сроки. Цифры все же есть. В местных СМИ сообщается о том, что Карзай получил чуть больше 47 процентов, а его основной конкурент бывший министр иностранных дел страны Абдулла Абдулла - почти 33 процента. Иными словами, если эти данные окажутся верными, второго тура не избежать. Однако в официальном Кабуле, видимо, решили, что еще одного дня голосования Афганистан не переживет. Поэтому ЦИК тянет время, пытаясь вытащить из рукава недостающие три процента.
Во всяком случае, такова позиция оппозиции, которая не просто безучастно следит за происходящим, а угрожает вывести народ на улицы. То есть фактически открыть второй фронт с севера. Если это произойдет, начинать битву за цивилизованный Афганистан придется с нуля.
В общем, складывается впечатление, что НАТО теряет контроль над тем, что происходит в Афганистане. Даже в Кабуле не осталось безопасных районов. Ракетные обстрелы вновь стали для афганской столицы практически обыденным явлением. Как оценивают критическую ситуацию в Афганистане британский премьер Гордон Браун и немецкий канцлер Ангела Меркель?
Главе немецкого правительства, понятное дело, приходится оправдываться за действия бундесвера, который так не кстати попросил американских пилотов разобраться с бензовозом. При этом не исключено, что этот налет с почти сотней жертв окажет существенное влияние на итоги выборов в бундестаг, назначенные на 27 сентября.
Теперь о Британии. Из-за резкого роста потерь среди британских солдат в Афганистане общественно-политическая ситуация в Великобритании, по мнению местных наблюдателей, серьезно обострилась. Дело дошло до того, что группа влиятельных депутатов палаты общин призвала премьера создать правительство военного времени. А к числу критиков афганской политики правительства присоединилась и королева Елизавета II, которая публично, что бывает крайне редко в политической жизни Британии, отчитала Брауна за плохое оснащение британских солдат, расквартированных в Афганистане.
Выход из сложнейшей ситуации европейские столицы все же, похоже, нашли. В прошедшие выходные Браун гостил у Меркель. После переговоров канцлер и премьер объявили о желании созвать до конца года в Лондоне международную конференцию по Афганистану, на которой, по сути, будет обсуждаться единственный вопрос: когда афганские власти смогут освободить НАТО от ответственности? То есть когда европейцы смогут забрать из Афганистана своих солдат. Идею проведения такой конференции тут же поддержал Париж. Нет сомнений, что за ним последуют и другие европейские столицы. И тогда Вашингтон рискует остаться один на один с афганской проблемой.