Ни летняя жара, ни продолжающийся финансовый кризис не смогли остановить российских зрителей на пути в кинотеатры - кассовые сборы с июня по август 2009 года, по данным аналитиков издания "Бюллетень кинопрокатчика", составили 6,1 млрд руб., став рекордными за всю историю российского кинопроката. Это на 20,8% больше, чем в докризисное лето 2008 года! Катализатором аномальных для летнего сезона показателей стал выход в прокат очередных серий любимых российским зрителем американских блокбастеров, а также то обстоятельство, что многие наши соотечественники в этом году вынуждены были проводить отпуска дома, а не в турпоездках за границей.
Жаркая пора
Российский бокс-офис уверенно рос и до этого. Так, за шесть месяцев 2009 года число посещений кинотеатров, по данным Movie Research Company, выросло на 10% - до 68 млн человек, а сборы и вовсе на 18,5%, составив 11,2 млрд руб. В этом смысле российский рынок вполне в русле происходящего в мире - рекордные за несколько лет показатели по кассовым сборам за первые шесть месяцев были отмечены в Великобритании, Германии, Польше, Швеции, Корее, Японии. Существенно увеличился бокс-офис и на Украине.
Специалисты кивают на необычайно сильный по составу список летних голливудских релизов. Очень приличные кассовые результаты показали "Терминатор" (сборы в нашем прокате - 446,5 млн руб), "Трансформеры" (566,1 млн руб.) и "Гарри Поттер" (579,3 млн руб.). Однако безоговорочным лидером стала третья часть мультфильма "Ледниковый период", собравшая в июле за первые пять дней проката 652,7 млн руб., а к концу лета добравшаяся и вовсе до отметки в 1,39 млрд, существенно перекрыв показатель предыдущего лидера - фильма "Ирония судьбы. Продолжение". Как результат - июль стал самым прибыльным и самым посещаемым месяцем в истории кинопроката СНГ (2,64 млрд руб.)!
Не обманул ожиданий зрителей и август - сразу четыре картины преодолели планку в 100 млн рублей сборов в стартовый уик-энд, чего в российском прокате не случалось никогда ранее! Фантастическая драма южноафриканского самородка Нейла Бломкампа "Район N 9" сумела собрать 151,7 млн руб., экшн "Бросок кобры" - 146,5 млн рублей, а мультфильм "Миссия Дарвина" - 114,6 млн. Однако самой успешной стала премьера от компании "Дирекция кино" - комедия "Каникулы строгого режима" (197,7 млн руб.). Среди августовских премьер последних лет лишь прошлогодняя лента "Мумия: Гробница императора драконов" смогла на старте преодолеть планку в 100 млн рублей. В результате в августе зрители принесли в копилку хозяев кинотеатров увесистые 1,75 млрд руб.
Однако несмотря на летние рекорды, российские продюсеры безропотно отдали "поляну" иностранным конкурентам. С июня по август в прокат вышли лишь 9 российских картин (из них пять были выпущены тиражом более 100 копий). Иностранных фильмов за это время на экранах появилось почти в шесть раз больше - 57 названий. Эксперты объясняют это уже сложившимся разделением "кинокалендаря", согласно которому российские кинопроизводители летом, как правило, стараются держаться в тени. "Май и летние месяцы традиционно считаются сезоном голливудских блокбастеров, и российскому продукту конкурировать с ними в этот период достаточно сложно", - считает гендиректор ГК "Планета Информ" Дмитрий Литвинов. Российские продюсеры давно облюбовали в качестве приоритетных для себя дат - новогодние каникулы и мартовские праздники. Выходить с собственными премьерами в эти дни решается уже редкий иностранный игрок. Тем не менее значимые российские релизы могут состояться и в августе, когда волна заморских блокбастеров постепенно сходит на нет. Именно в это время стартовали два самых громких летних отечественных проекта.
Осенние каникулы
"Лето закончилось, а "каникулы" только начались", - смеется представитель одной из прокатных компаний. В конце августа стартовал очередной сверхамбициозный проект Первого канала и "Дирекции кино" (продакшн-компания, которая создавала для канала продолжение "Иронии судьбы" и фильм "Адмиралъ") - фильм "Каникулы строгого режима". Подтверждением серьезности намерений производителей стал тираж в 1035 копий (в российском прокате больше было только у "Ледникового периода-3" и "Адмирала"). По слухам, общий бюджет фильма (производство и реклама) составил около $9 млн.
В одном из интервью гендиректор "Дирекции кино" Анатолий Максимов рассказал, что проект создается на заемные средства, поэтому на его результаты продюсеры возлагают очень большие надежды. И эти надежды стали оправдываться с первой же недели - за пять дней проката фильм собрал 281,4 млн рублей. Это самый резвый старт российского фильма в 2009 году, если не брать в расчет новогодний рывок первой части "Обитаемого острова".
Национальные кинорекорды всегда давались отечественным продюсерам с максимальным напряжением сил в борьбе не только с конкурентами, но и с пиратами. Первопроходцем был руководитель Первого канала Константин Эрнст, который еще несколько лет назад во главе милицейских отрядов преследовал тех, кто продавал пиратские копии фильма "72 метра". Сейчас продюсеры теряют примерно $3-5 млн с каждого громкого релиза из-за действий пиратов (см. "Российская бизнес-газета" N 688 от 3 февраля 2009 года). Так, в первый день проката "Каникул строгого режима" на нескольких сайтах появились предложения скачать комедию, отправив платную SMS на короткий четырехзначный номер. По этой причине "Дирекция кино" обратилась к операторам большой сотовой тройки с просьбой блокировать SMS-сообщения на номера, с помощью которых провайдеры предлагают скачать фильм. Но, по некоторым данным, с начала проката фильм в Интернете был скачан 1,2 млн раз. При средней цене билета около 170 рублей получается, что картина недобрала в российском прокате примерно 204 млн руб.
В сентябре-октябре российского зрителя ждет целая серия громких отечественных премьер - "Невеста любой ценой", "Третье желание", "Книга мастеров". Правда, как обычно, те, кто рассчитывает на самую большую "кассу", планируют прокат ближе к Новому году.
Cамые кассовые фильмы лета в российском прокате