Новый тренд сезона: туристы решили прогулять первую школьную неделю. Многие покупали туры с возвратом не к 1 сентября, а на неделю позже, что гораздо экономичней.
Другая характерная "кризисная" тенденция порадовала абхазцев. Как следует из опроса туроператоров, проведенного РАТА-news, в нынешнем сезоне спрос на отдых в Абхазии в разных компаниях вырос от 40 до 60%.
Туроператоры называют несколько причин интереса к Абхазии. Первая - это отложенный спрос - поехали те, кто отказался от отдыха в Абхазии в прошлом году из-за осетино-грузинского военного конфликта. Вторая - политическая обстановка в регионе стабилизировалась, поэтому туристы возвращаются в Абхазию. Третья - это экономические причины - цены на курортах Абхазии гораздо ниже, чем на черноморском побережье Краснодарского края и в Крыму.
Как отмечают в турагентствах, в Абхазии не стали поднимать цены по сравнению с прошлым годом, а если кто и поднимал, то не более чем на 5-7%. Кроме того, Абхазия всегда имела своих клиентов, которых привлекают природа и море, а не аквапарки и развлекательные центры, которых в Абхазии нет. Конечно, нельзя сказать, что кризис вовсе не отразился на туризме в Абхазии, туристы экономят, в этом году отдыхающие очень мало тратят на дополнительные услуги.
Предварительные итоги летнего сезона, подведенные аналитической службой Ассоциации туроператоров России (АТОР), показали, что падение спроса по основным туристическим направлениям в июле 2009 года значительно сократилось, а по некоторым странам наблюдался даже рост турпотока. "В июне туроператоры отмечали снижение спроса в среднем на 10-20%, - говорит Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР, - однако в июле по многим направлениям падение спроса стало сокращаться, а по некоторым странам, например по Болгарии, наметился рост".
По данным национального статистического института Болгарии, в июле 2009 года эту страну посетил 75 071 российский гражданин, что на 11,6% больше, чем в июле прошлого года. "Для болгарского направления сезон проходит очень успешно, - рассказывает Ирина Петрова, генеральный директор компании "Солвекс-трэвэл". - Это результат грамотной политики государства и болгарских хотельеров. Еще в марте были снижены цены на гостиницы, отели к сезону давали спецпредложения со скидками 15-20%. Государство взяло на себя оплату услуг визового центра при оформлении визы в Болгарию, в гостиницах туристам давали ваучеры на 35 евро (цена болгарской визы). С учетом этой политики и подешевевшей перевозки отдых в Болгарии оказался дешевле прошлогоднего, спрос стал расти, и в середине сезона были расширена перевозка и скорректированы программы".
Корректировали свои программы и туроператоры по Хорватии и Черногории. Как рассказывает Евгений Судьбин, заместитель гендиректора "Асент Трэвел", в середине лета на этих направлениях отмечался рост спроса, и компании брали дополнительные емкости и ставили чартерные рейсы.
"При составлении летних программ мы закладывали 37-процентное снижение спроса, однако падение оказалось меньше, что заставило нас скорректировать программы", - говорит он.
Что же касается Турции, то в целом спрос остался на уровне прошлогоднего. По официальной статистике министерства культуры и туризма Турции, в июле 2009 года эту страну посетили 472 395 российских граждан, а в июле 2008 года - 472 353.
В Египте, по официальным данным Офиса по туризму при посольстве Египта в Москве, с января по июнь 2009 года отдохнули 849,5 тысячи россиян, за тот же период 2008 года страну посетили 1003,8 тысячи. То есть в первом полугодии на курортах Египта отдохнули на 154 тысячи россиян меньше, чем в прошлом году.
Однако, как отмечают туроператоры направления, в середине лета продажи увеличились, и некоторые компании расширяли перевозку. Кроме того, специалисты объясняют снижение спроса на Египет вовсе не кризисом, а цикличностью спроса, которая характерна для любого массового туристического направления.
По данным Кипрского института статистики, в июле 2009 года эту страну посетили 23 653 туриста, что на 15,6% меньше, чем в июле прошлого года. Доля российских туристов в общем объеме составила 7,78%, что на 0,4% меньше, чем в июле 2008-го.
Как рассказывает Ирина Петрова, чтобы привлечь туристов, киприоты решали на государственном уровне вопросы о снижении цен на гостиницы, было много спецпредложений.
Что касается спроса на греческом направлении, то Анатолий Гаркушин, коммерческий директор компании "Пантеон", определил его как "рваный". "Взлеты и падения спроса характерны для каждого сезона, независимо от экономической ситуации, но в этом году такие колебания были особенно ярко выражены, - рассказывает он. - Май и июнь продавались очень хорошо, а июль был провальным, не пользовалась популярностью и середина августа, а на сентябрь опять было много заявок".