08.09.2009 23:20
    Поделиться

    В дар Москве передана коллекция ретроавтомобилей завода АЗЛК

    Возле входа в городской Музей ретроавтомобилей на Рогожском Валу выстроились в ряд "Москвичи" разных лет выпуска, среди которых не только старые образцы, но и новенькие "миллионники". Все они стали раритетами. Пока существовал АЗЛК - машины хранились в заводском музее, а после банкротства предприятия перешли в частные руки. Теперь группа компаний "Метрополь" торжественно передала их в дар городу.

    "Коллекция уникальная, - рассказывает хранитель музея Анна Краснова. - В ней 22 автомобиля, 15 опытных образцов и 8 двигателей. Самые старые - два "Форда" 1932 года. Такие поставлялись в Москву американской фирмой для сборки на Московском автосборочном заводе (тогдашнее название АЗЛК). Но, наверное, самый ценный экспонат - это КИМ (расшифровывается как коммунистический интернационал молодежи). Первая попытка перед войной создать в стране массовый автомобиль".

    До 1941 года, говорят сведущие коллекционеры, успели выпустить около тысячи штук, почти все погибли на войне, к сегодняшнему дню сохранились единицы. По легенде выставленный экземпляр принадлежал Кагановичу. Но КИМ так и не стал массовым народным автомобилем. А вот "Москвич"-400/420 - это целая эпоха.

    ...Из динамиков, установленных на историческом грузовике, разносились по округе песни советских лет. Под слова "Вспомним годы молодые..." посетители одобрительно похлопывали железных работяг по бокам. "Я на таком перевозил по 10 мешков цемента, когда дачу строил", - переговаривались автолюбители. "А такой был у моего отца. Как сейчас помню, он стоил тогда 8900 рублей. Можно было накопить с зарплаты - многие тогда получали по 500-600 рублей".

    По мнению бывших заводчан, которые пришли на передачу машин музею, не менее интересны и опытные разработки АЗЛК. Алексей Джигурда, в прошлом заместитель главного конструктора, а теперь, как сам назвался, "последний инженер на заводе", показал образцы, над которыми работали в 70-е годы. Их всего сделано по 1-2 экземпляра. Например, на смену "Москвичу"-412 готовилась модель С-1, прозванная рабочими "крокодилом Геной" за зеленый цвет. Есть образец "Москвича" с передним приводом, есть сделанный по мотивам "Крайслера"...

    Городской Музей ретроавтомобилей стал богаче на 37 экспонатов. До этого дня в нем насчитывалось 180 единиц техники. Но какой! Например, красавец "Хадсон" 1936 года давно стал кинозвездой, снявшись в популярных фильмах "Стиляги", "Александровский сад", "Звезда эпохи", а "Бьюик" - машина Лаврентия Берии - в "Адмирале". Есть "Волга" из "Берегись автомобиля"... Многие принадлежали известным людям. Например, музей приобрел "ГАЗ-24" - любимую машину лучшего вратаря всех времен и народов Льва Яшина, а в отдельном ряду стоит спец автомобиль темно-зеленого цвета, на котором дорогой Леонид Ильич Брежнев ездил на охоту в Завидово...

    За каждым экспонатом - история. Теперь в нее торжественно вошло (даже въехало!) поколение "Москвичей" - от первого выпуска до последнего. Их ждет долгая жизнь в музее, на базе которого будет создан целый музейно-выставочный комплекс техники (включая реставрационный центр). Здесь разместится крупнейшая коллекция автотехники, аналогов которой нет в мире. Такую цель поставило московское правительство.

    Поделиться