Пострадавшие от засухи хозяйства поддержат кредитами

Урожай зерна в этом году опять огромный - от 92 до 97 миллионов тонн. А государственные закупочные интервенции могут только навредить рынку. Об этом эксперты говорили вчера на очередной конференции Российского зернового союза.

Правда, разговора о государственном регулировании рынка зерна аграрии напряженно ждали еще и в минсельхозе. В конце прошлой недели появилась информация о том, что интервенционные торги решено начинать не раньше октября. При этом цены на зерно снижаются, и, естественно, те, кто его вырастил, надеются, что государство как можно скорее выйдет на рынок и поддержит их.

Впрочем, вчера на заседании межведомственного штаба по организации помощи хозяйствам глава минсельхоза Елена Скрынник не стала объяснять причины переноса интервенционных торгов. А четко и ясно рассказала о последствиях засухи и том, какую помощь получат пострадавшие хозяйства. Их насчитали более 8 тысяч. Почти 4,5 миллиона гектаров посевов в 15 регионах погибли.

Правительство рекомендовало властям субъектов Федерации получить на эти цели беспроцентные бюджетные кредиты. Минсельхоз подготовил постановление правительства о продлении краткосрочных кредитов на год для тех хозяйств, которые занимаются растениеводством и животноводством. "Чистым" растениеводам кредиты продлят на три года. Общая сумма пролонгированных кредитов - почти 7 миллиардов рублей. В-третьих, при перераспределении государственных субсидий по итогам девяти месяцев проблемы пострадавших от засухи регионов будут учтены. И, в-четвертых, Елена Скрынник сообщила, что специалисты Россельхозакадемии провели уже пять семинаров в пострадавших регионах, на которых пропагандировали современные технологии, повышающие засухоустойчивость зерновых.

При этом даже самая масштабная за последние 10 лет засуха не смогла, очевидно, избавить аграриев всей страны от проблемы большого урожая. Зерно нужно куда-то продать, в противном случае цены будут такими низкими, что разорят аграриев. При этом эксперты на конференции РЗС высказывались против проведения закупочных интервенций в этом году.

Аналитик зернового рынка Владимир Петриченко считает, что "российское зерно должно двигаться и завоевывать мировые рынки, а интервенционные закупки этому не помощник, а, наоборот, конкурент и противник". Значительные объемы зерна, закупленные на интервенционных торгах в прошлом году, давят на рыночную цену в этом сезоне. Использовать интервенционный фонд пока сложно - он создан при более высоких ценах, чем они на рынке сейчас. При этом, как заявил президент РЗС Аркадий Злочевский, свободные элеваторные мощности есть лишь на ориентированном на экспорт из-за близости новороссийского порта юге. Если заполнить их интервенционным зерном, остановится экспорт. А он способен убрать с рынка втрое больше пшеницы, чем интервенционные закупки - порядка 17 миллионов тонн.

Возможно, минсельхоз оттягивает начало интервенций именно по этим соображениям. Тем более что бойкие темпы озимого сева показывают - аграрии не сворачивают производство. Более того, пока видят стимулы к его развитию. В этих условиях многие эксперты РЗС настаивают на поддержке экспорта. Заместитель генерального директора Международной зерновой компании Николай Демьянов считает, что "экспортные субсидии могли бы стимулировать вывоз дополнительного объема зерна". По мнению Аркадия Злочевского, государство должно иметь "целую палитру мер госрегулирования, тогда влияние на рынок будет выше". И сообщил, что содержание интервенционного фонда в этом году обойдется государству в сумму, примерно равную той, что необходима для поддержки экспорта. Но интервенционное зерно так и останется лежать на элеваторах и требовать дополнительных средств на содержание. А проданное на экспорт уедет навсегда.

Впрочем, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько считает, что экспортные субсидии - "это сильный наркотик, привыкают к нему быстро, а отвыкают долго". Кроме того, он считает, что Россия может таким образом получить преимущество на мировом рынке зерна только на первом этапе. Затем конкуренты (США и ЕС) ответят тем же, а войну субсидий Россия проиграет.