08.09.2009 23:40
    Поделиться

    Сокращение военных в Алакуртти может ухудшить жизнь местного населения

    А вместе с ними из поселка уходит жизнь

    До 1 декабря 2009 года из села Алакуртти будут выведены воинские части в связи с сокращением. Останутся здесь только пограничники, потому что рядом расположен пункт пропуска с Финляндией - Салла.

    Местные жители, а таких в Алакуртти пока около шести тысяч человек, очень опасаются подобных перемен, боятся, что после вывода войск они останутся один на один с проблемами и просто не смогут выжить. В редакцию "Российской газеты" обратилась Валентина Кунпан, врач сельской амбулатории, с просьбой о помощи. Корреспондент газеты разбиралась в непростой ситуации.

    Алакуртти по меркам села совершенно на него не похоже. Это современный городок с благоустроенными домами и всей необходимой инфраструктурой. Такой красивый военный городок, пожалуй, один в Мурманской области. Построили его в 1993-1994 годах на 600 квартир с полным инженерным обеспечением для советских офицеров, выведенных из Германии. В октябре 1997 года проложили асфальтированную дорогу Кандалакша - Алакуртти, а в 2002 году открыли контрольно-пропускной пункт Салла на границе с Финляндией в 45 километрах западнее села. Казалось, живи да радуйся. Но последнее время жителям Алакуртти не до того.

    - Разговоры только об одном, - сказала "Российской газете" врач амбулатории Валентина Кунпан. - Все волнуются: а как будет дальше? На фоне таких переживаний у людей обострились хронические болезни, случаются гипертонические кризы. И самое неприятное в том, что мы не видим будущего. Уже многие квартиры пустуют, стоят с заколоченными окнами, провалившимися крышами.

    Глава поселения Степан Оленич бьется над этой проблемой не один год, пытается доказать перспективность села. Больше года назад заговорили о строительстве в Алакуртти промышленного парка на базе помещений, оставленных военными. Финны обещали помочь материально. Хотели построить здесь бетонный, кирпичный заводы, чтоб у жителей была работа и уверенность в завтрашнем дне. Но случился экономический кризис, и разговоры о технопарке поутихли.

    - Мы ничего не можем сделать, потому что земля принадлежит военным, и они пока не собираются с ней расставаться, - говорит Степан Михайлович. - Кто будет вкладываться в какое-то производство, не имея никакой гарантии? Кроме того, военные хотят оставить часть квартир за собой, законсервировать их. Кто будет за ними следить, на какие деньги содержать? Но сейчас нас беспокоит другое - наступление зимы. Котельная, жилищный фонд и другие социальные, бытовые и культурные объекты принадлежат военным. Они и закупали топливо. Кто сейчас будет платить?

    В правительстве Мурманской области также обеспокоены сокращением военных в Алакуртти, после чего может ухудшиться социально-экономическое положение населения. Соответствующее письмо по этому поводу отправили и командующему Ленинградским военным округом Николаю Богдановскому. Ждут ответа. Губернатор Дмитрий Дмитренко подписал постановление о разработке долгосрочной целевой программы по развитию науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на 2010-2012 годы. Речь идет о ряде инициативных предложений по созданию новых объектов инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности, в том числе и о предложении создать промышленные парки в Алакуртти и Мурманске.

    Недавно заместитель губернатора Олег Тигунов побывал в селе, где встретился с главой Кандалакшского района Василием Шамбиром и главой сельского поселения Алакуртти Степаном Оленичем, чтобы наметить пути решения возникающих проблем. Еще один заместитель губернатора Алексей Савин провел на днях совещание в самом Мурманске. Но областная власть и глава сельского поселения ничего не могут сделать в одностороннем порядке. Необходимо участие военных, которым принадлежат земля и объекты недвижимости. От того, смогут ли договориться военные и чиновники, зависит судьба почти шести тысяч жителей Алакуртти. На вопрос, останется ли село современным населенным пунктом, где будет работа, жилье и зарплата, либо превратится еще в один заброшенный, разрушенный и забытый военный городок, без надежды и перспективы, сегодня не берется ответить никто.

    Поделиться