09.09.2009 23:12
    Поделиться

    Денис Мацуев: Когда музыкант приезжает в город в первый раз, он должен сыграть именно то, что он хочет

    В Иркутске стартовали "Звезды на Байкале"

    Десять дней сибирская публика будет слушать музыку разных эпох и стилей в исполнении первоклассных музыкантов. Организатор международного музыкального фестиваля в Иркутске Денис Мацуев - не только известнейший пианист, но культуртрегер и лидер "Звезд на Байкале" и фестиваля Crescendo.

    Российская газета: Как придумался и родился этот фестиваль?

    Денис Мацуев: Идея возникла давно, еще в Московской консерватории. Я сибиряк и очень люблю свой родной Иркутск, прожил здесь 15 лет и прекрасно помню, кто тогда здесь выступал, как и какая была публика. Я был на Рихтере, на Гилельсе, ну буквально все сюда приезжали. А главное, в этом городе был потрясающий дух со времен декабристов, огромные культурные традиции. Здесь отличный драматический театр, уникальные музеи, настоящая интеллигенция: учителя, врачи. Я помню рецензии на концерты в местных газетах - это просто учебные пособия. А в 90-е случился провал, отъезд многих за границу, филармоническая жизнь резко упала, все затухло. Всегда хотелось вернуть прежний дух. И вот в 2004 году, пользуясь дружбой со многими потрясающими музыкантами, я попробовал это сделать, и, к счастью, мне никто не сказал: нет! Здесь меня полностью поддержали в администрации, за годы фестиваля сменилось несколько губернаторов, и каждый говорил: фестивалю быть! "Звезды на Байкале" проходили раз в два года, но в прошлом году на закрытии я сгоряча сказал, что фестиваль будет ежегодным. А на следующий день случился этот известный обвал всех рынков, начало этого кризиса. Тем не менее мы сдержали слово, и огромная благодарность всем, кто помог.

    РГ: Кто из выдающихся музыкантов уже побывал в Иркутске, кто приехал на этот раз?

    Мацуев: Конечно, Юрий Темирканов и его оркестр, Владимир Спиваков и "Виртуозы Москвы", Виктор Третьяков, который сам иркутянин, Балет Большого театра, Марк Горенштейн, Виктор Федотов и многие другие. Практически все мэтры у нас были, кроме Гергиева, который приедет на будущий год. Вместе с оркестром Мариинского театра отметим 5-й фестиваль. Сейчас здесь моя "крещендовская" команда, многих здесь еще не слышали. Наверное, знают Колю Луганского, а такие музыканты, как Сергей Накаряков, Алексей Огринчук, Аркадий Шилклопер, Саяка Сёдзи, Ольга Балашова, Граф Муржа, Борис Бровцын, Борис Андрианов будут открытиями. И конечно, фундамент фестиваля - Уральский академический филармонический оркестр, сегодня один из лучших в России.

    РГ: Вы сами формируете программы?

    Мацуев: И "Крещендо" и "Звезды на Байкале" я называю фестивалями любимой музыки. Когда музыкант приезжает в город в первый раз, он должен сыграть именно то, что он хочет.

    РГ: Кроме концертов что еще происходит на фестивале?

    Мацуев: В свое время благодаря фонду "Новые имена" я попал в Москву. Теперь как его президент продолжаю это дело. Каждый раз здесь проходят мастер-классы московской профессуры, прослушивания, отборы. Берем на заметку самых талантливых, отслеживаем, помогаем.

    РГ: Какие-то плоды, итоги фестивальной деятельности вы здесь уже наблюдаете?

    Мацуев: Мне кажется, за эти годы вернулась атмосфера, которая была в этом городе. Исчезает вакуум, возникший "благодаря" СМИ и особенно телевидению, когда у людей просто нет выбора. Слушатели здесь уже становятся изысканной публикой.

    РГ: Денис, вы выступаете по всему миру, а где больше всего волнуетесь?

    Мацуев: Честно скажу: Иркутск и Большой зал консерватории. По напряжению, по внутреннему ажиотажу... Это невозможно объяснить, но здесь у меня - тройная ответственность. Магия этого места необъяснима не только потому, что это моя родина. Чтобы ощутить всю мощь этого края, надо побывать на Байкале, увидеть все своими глазами.

    Этот фестиваль - подарок родной публике и, если честно, возможность побывать дома. Хотя мои родители давно переехали ко мне в Москву, я не продаю здесь нашу квартиру, специально не делаю никаких ремонтов, в ней все сохранилось на своих местах, все вещи и запахи. Я вхожу в атмосферу 20-летней давности, и не передать словами, какую энергетику и силу я здесь для себя черпаю.

    Поделиться