Актер Владимир Епифанцев изобрел новый музыкальный язык

Почти все, за что берется этот самобытный артист и режиссер, получается брутальным, экспрессивным и неожиданным. Зато о его работах потом долго говорят, будь то роль Владимира Маяковского в собственном "Прок-театре" или Калигула в театре им. Вахтангова. Новое музыкальное шоу Епифанцева - тоже из этого числа. И, как будто бы даже назло, абсолютно не похоже на то, что делают в музыке его коллеги - поющие актеры...

Собственно и сама премьера началась неожиданно, без предисловий, резко, будто наотмашь, вполне в духе поэта Владимира Маяковского, спектакль, который Епифанцев сам поставил и сыграл в своем "Прок-театре". И пока зрители в "Проекте ОГИ", где любят представлять самобытных альтернативных рок-музыкантов, только рассаживались, актер уже стремительно вынес на сцену ноутбук. Объяснил, что исполнит программу в одиночку. А поскольку электронную музыку сочинил и записал тоже сам, то использует ее в качестве аккомпанемента. После чего подключил ноутбук к усилителям и взял в руки микрофон. Причем так жестко, как оружие: в своих последних киноролях "Фартовый" и "Непобедимый" Владимир предстает эдаким правдолюбивым "русским Рэмбо", и нечто похожее на сцене от него ждали. Но дальше пошло то, что мало кто сразу понял и ожидал: музыка Епифанцева стартовала стремительно, будто безудержно несущаяся с гор лавина. Жесткие индустриальные тембры, рокочущие ритмы, скорости и эмоции - все бы это могло показаться развитием традиций легендарных немцев Rammstein, если бы не неистовая, какая-то языческая и необузданно-экспрессивная манера исполнения актером-музыкантом.

При этом сам Епифанцев мало обращал внимания на зрителей: пел, шумел, рычал, буйствовал, обращаясь, кажется, в первую очередь к своему второму "я". Тому самому, что прячется в наших потаенных страстях. Но, когда его ритмическая агрессия и вокальные эксперименты становились уже избыточно-грузящими, вовремя менял тяжелую поступь электроники на мелодичные проигрыши. А затем снова добавлял языческого огня и индустриального напора...

Музыку, которую он исполняет, вряд ли когда-то можно будет услышать по радио. И вряд ли для самого актера она имеет какой-то коммерческий ресурс. Его коллеги тоже успешные кинозвезды - Евгений Дятлов, Гоша Куценко, Сергей Безруков, - начав получать приглашения выступить на творческих вечерах, поступили более предусмотрительно. Собрали репертуар, как правило, романсовый или поп-роковый, отправились на гастроли. И, пожалуй, только обладающий сильным голосом и мощной подачей Епифанцев воспользовался успехом для того, чтобы сконцентрироваться на музыкальном андерграунде и экспериментах. В итоге на премьере оказалось менее 100 зрителей. Однако сам актер-музыкант, отвечая после концерта на вопросы "РГ", огорченным не выглядел.

 
Видео: Сергей Куксин

Российская газета: Наверняка вы рассчитывали на больший успех или, как музыканту, он вам не важен в отличие от актерской профессии?

Владимир Епифанцев: То, что я делаю в музыке, не имеет никакого отношения к моим работам в театре и кино. Там - моя профессиональная деятельность. И кино - это, например, то, чем я зарабатываю деньги. А музыка - это для меня внутренняя энергетическая прокачка, в какой-то степени духовная. Если говорить про стилистику, то, что я играю, больше сродни аутентичному индастриалу. При этом я не стараюсь писать хиты. Поскольку хит - это гармония, наслаждение, времяпрепровождение. А то, что делаю я, - попытка самосовершенствования, как учеба или практика боевых искусств.

РГ: Почему вы принципиально работаете на сцене один, экономите на музыкантах?

Епифанцев: Несколько раз я пробовал сыграть с группой. Но это требует предварительных репетиций, на что у меня просто нет времени. Да и музыканты попадались затейливые: постепенно превращали то, что я делаю, в панк-рок. В итоге мы сыграли несколько неудачных концертов. И теперь я все делаю сам: подбираю сэмплы и записываю, трансформирую их. Мои ритмы живые, неровные, хаотичные, не построенные по стандартным схемам - "квадрат". Может, где-то все звучит примитивно?! Но не в этом смысл, не это главное. Важнее, чтобы в этой музыке была магия, чтобы она качала в людях энергетику.

РГ: Обсуждаете ли вы с другими поющими актерами, кто из вас пишет лучшую музыку?

Епифанцев: А как это возможно? Мы же абсолютно разные, Дятлов и Гоша Куценко любят петь свои песни. А я не считаю их музыкой вообще, не замечаю и не пытаюсь анализировать. Категории у нас несовместимые, как кузнечик и слон. Не стану сравнивать: кто лучше, кто хуже, мы просто работаем в диаметрально разных эстетических плоскостях. Мне-то даже не важна запись альбома. Хотя об этом меня просят уже три года.

Но я имею достойный актерский заработок и могу не зависеть от спонсоров, поэтому ни успех, ни популяризация своей музыки мне абсолютно не важны. А тем более слава или чья-то любовь. Хотя диск я, наверное, все-таки выпущу. Подарю друзьям, а может, отдам и на продажу в магазины. Кто-то, сопоставив мою фотографию на обложке с известными ролями в кино, наверняка диск прикупит: подумает, что там песни, вроде тех, что поют Дятлов или Куценко. Но услышит там совсем другую музыку и будет разочарован или шокирован. Но это тоже хорошо и для меня, и для Жени, и для Гоши...