09.09.2009 23:30
    Поделиться

    Мониторинг Роздравнадзора: отдавать предпочтение импортным лекарствам нецелесообразно

    Более 2,3 миллиарда рублей в год удалось бы сэкономить регионам и госбюджету, если бы они закупали не импортные лекарства, а их российские аналоги, не менее качественные, но более дешевые. Такой вывод сделала замруководителя Роздравнадзора Елена Тельнова на "круглом столе", посвященном проблемам импортозамещения в отечественной фармотрасли.

    Речь идет о закупках в рамках госпрограммы по обеспечению необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), в том числе высокозатратными нозологиями, а также о госпитальных закупках, осуществляемых преимущественно регионами.

    По словам Елены Тельновой, в этом году на приобретение медикаментов по этим программам было потрачено 64 миллиарда рублей, это на 30 процентов больше, чем в 2008-м. Однако доля российских производителей в этих закупках год от года становится все меньше. Если в 2005 году она составляла 18 - 20 процентов, то в прошлом году - 6,5 процента, а в этом - всего пять процентов (если оценивать в стоимостном выражении). Это значит, что 95 процентов государственных финансовых средств по программе ОНЛС (ДЛО) было направлено на закупку медикаментов импортного производства. Кстати, есть регионы, где доля отечественных лекарств и вовсе занимает менее одного процента.

    "И это все при том, что российские препараты не менее качественные, а иногда обладают и улучшенной формулой по сравнению с импортными аналогами, и стоят дешевле. Однако отечественным производителям редко удается даже принять участие в конкурсе на госзакупку лекарств, не то что победить", - рассказывает Елена Тельнова. При этом, продолжает она, региональные бюджеты, на долю которых приходится большая часть закупок, теряют колоссальные деньги. Так, в первом полугодии 2009 года средняя цена импортного препарата, закупленного в рамках программ, имеющего отечественный аналог, в этом году составляет 2140 рублей за упаковку (год назад была 1395 рублей), при том что отечественные аналоги обошлись почти вдвое дешевле - в среднем по 1322 рубля.

    "Мониторинг Роздравнадзора показал, что более чем в пяти тысячах случаев отдавать предпочтение импортным лекарствам было нецелесообразно, их вполне можно было заменить российскими препаратами, абсолютно идентичными по свойствам и более доступным по цене", - добавляет она. Таким образом, резюмирует замруководителя Росздравнадзора, в 2008 году бюджеты сэкономили бы на закупках более 2,3 миллиарда рублей. Эта потенциальная экономия равна среднемесячному расходу в рамках программы ОНЛС в 2008 году, т.е. позволяла бы обеспечивать население лекарственными средствами по программе ОНЛС еще в течение месяца. Она пояснила, что у ведомства нет рычагов воздействия на регионы, организовывающие закупки.

    Кстати, по независимым экспертным оценкам, при реализации программы импортозамещения и закупках российских препаратов экономия бюджетных средств может достигать и более 30 процентов. Так, по данным центра маркетинговых исследований "Фармэксперт", в 2008 году в России продано 1,6 миллиона доз препаратов эритропоэтина (для лечения анемий, в первую очередь у пациентов с хронической почечной недостаточностью и онкологическими заболеваниями) на общую сумму 106 миллионов долларов, 95 процентов из которых были закуплены в рамках программы ОНЛС (ДЛО). При этом доля отечественных лекарств составила в этих закупках в денежном выражении 6 процентов, тогда как российский препарат "Эральфон" на 53 процента доступнее зарубежного аналога "Эпрекса". То есть возможная экономия могла бы составить 53 миллиона долларов. И это далеко не единственный пример.

    По мнению экспертов, одна из главных причин снижения доли российских лекарственных средств в региональной части программы ОНЛС - это некорректная практика проведения аукционов. С точки зрения российского законодательства у отечественных производителей, конечно же, нет никаких препятствий для участия в конкурсах. Фактически же конкурсная документация составляется порой под конкретного производителя - в ней, к примеру, указывается ряд дополнительных (но не существенных) параметров, которые соотносят каждый лот с конкретным лекарственным средством от конкретного производителя, цена на который бывает в разы выше, чем на отечественный аналог. В результате между участниками лота отсутствуют конкурентные условия и снижения цены не происходит. Хотя изначально цель конкурсов - как раз максимальное уменьшение стоимости закупок. Представитель ФАС подтвердил, что существующая система способствует закупке дорогостоящих импортных препаратов даже при наличии отечественных аналогов. Отечественным производителям лекарств постоянно приходится сталкиваться с бюрократическими препонами и практикой организации таких псевдоаукционов. "Нет ни одной российской фармкомпании, которая бы не сталкивалась с этой проблемой", - сказал Нижегородцев.

    Проблема эта фундаментальна, полагает начальник управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Тимофей Нижегородцев. Как рыба гниет с головы, так и тут все начинается с врачебного сообщества. Он пояснил, что крупные международные фармацевтические компании имеют специальные бюджеты, выделенные на завязывание отношений с врачами и местными органами здравоохранения, проводящими закупки. Именно через врачей, по мнению представителя ФАС, и формируется потребность пациентов в лекарствах, что сказывается и на системе организации государственных закупок медикаментов.

    Антимонопольщик разъяснил, что во многих случаях международные производители лекарственных препаратов деньгами стимулируют врачей, в том числе российских, выписывать пациентам лекарства именно их фирмы. "Сейчас мы проверяем несколько зарубежных фармацевтических компаний и находим подтверждение этим фактам", - подчеркнул он. По словам Тимофея Нижегородцева, обнаруживаются платежи, доказывающие денежное стимулирование врачей. Материалы проверок будут направлены в Генпрокуратуру.

    Как проинформировал представитель ФАС, во многих странах мира вскрытие таких фактов влечет за собой миллиардные штрафы. К примеру, на прошлой неделе министерство юстиции США сообщило, что крупнейший фармацевтический производитель в мире компания Pfizer выплатит 2,3 миллиарда долларов штрафных санкций за "мошеннический маркетинг" своих препаратов. Pfizer не только приписывал ряду своих препаратов большие, нежели подтвержденные регулятором, свойства, но также навязывал пациентам выпускаемые им лекарства через врачей, которые прописывали их своим клиентам нередко без прямой необходимости.

    В России же, констатирует Тимофей Нижегородцев, такая ситуация может вообще обойтись без штрафных санкций. "Имеет смысл ввести поправки в Уголовный и административный кодексы и определить суровое наказание за такую деятельность, ведь она наносит реальный урон бюджету России", - считает он.

    Поделиться