Эксперты: нелегальный извоз поможет победить только большое количество легальных перевозчиков

Все чаще спортивная бита становится несанкционированным орудием выяснения отношений.

Или последним аргументом в спорах неуравновешенных людей.

На юге столицы произошел дикий случай. На несанкционированной стоянке частных извозчиков-таксистов на Бирюлевской улице у ночного клуба разыгралась "антимонопольная" драма, которая для ее участников закончилась плачевно. Зачинщиком драки оказался один из водителей, некий Хафиз Муслимов, хозяин "десятки". За свои услуги он запросил у потенциальных пассажиров 700 рублей. Молодые люди пытались торговаться, но получили резкий отказ. Тогда они остановили другую машину, водитель которой был более уступчив и запросил за свои услуги 300 рублей. Не успели парни нырнуть в легковушку, как на их головы и автомашину сговорчивого таксиста обрушились удары. Посыпались стекла, полилась кровь. Хафиз решил в прямом смысле биться за клиентов, круша бейсбольной битой и людей, и машину.

Врачи вызванной "скорой помощи" сначала понять не могли, кто кого бил. Окровавленный вид был у всех участников драки. Сильно пострадал водитель-конкурент. Зачинщик оставался без царапины. Агрессивность Муслимова, который заявил, что "здесь находится давно, извозом занимается на этом самом месте тоже давно, и конкуренцию терпеть здесь не собирается", поразила даже командира роты 1-го отдельного батальона милиции УВО по ЮАО города Москвы Александра Мушкевича.

В итоге ехать уже никто никуда не смог.

Сотрудники милиции выясняют все обстоятельства этого дела. По их словам, такие инциденты происходят регулярно.

По утверждению генерального директора ОАО "18-й таксомоторный парк" Игоря Семенова, такие ситуации возникают, но они скорее возникают по вине именно нелегальных перевозчиков. Как правило, водители, которые занимаются частным извозом, управляют автомобилями по доверенности и никаких разрешительных документов на перевозку пассажиров у них нет.

Комментарий

Борьба с "бомбилами" и "серым" извозом в России ведется не один десяток лет, но пока ни одного эффективного способа вытеснить их не придумано.

"Это считается незаконным предпринимательством. И в Уголовном кодексе предусмотрены карательные меры", - пояснил "РГ" начальник управления по контролю в сфере транспорта Федеральной антимонопольной службы Константин Сеничкин.

Так что к борьбе с нелегальными извозчиками, по его мнению, должна подключаться милиция. А вопрос о недобросовестной конкуренции нельзя даже рассматривать. Однако, с точки зрения антимонопольного законодательства, на рынке таксомоторных перевозок, по словам Сеничкина, должна быть конкуренция.

Что касается регулирования этого рынка, то согласно постановлению правительства, поясняет собеседник "РГ", регионам сегодня предоставлено право устанавливать тарифы на перевозки такси. Но идея хороша в том случае, если в городе или населенном пункте действует один перевозчик. Если же таких компаний несколько, то "держать" тарифы не только бессмысленно (конкуренция между перевозчиками все равно приведет к их изменению), но еще и нарушение антимонопольных норм.

В Санкт-Петербурге, например, уже более года комитет по транспорту занимается организацией стоянок такси в аэропорту Пулково и на вокзалах. 12 перевозчиков подписали соглашение о тарифах. Одиннадцать из них - это члены некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий, созданного под эгидой комитета по транспорту Петербурга, а еще один - частная компания. В итоге договориться между собой участники этого, казалось бы, цивилизованного рынка на практике так и не смогли. Тарифы, как показала практика, не действуют, говорит Сеничкин. Соглашения перевозчики постоянно нарушают. К тому же запретить "бомбилам" работать возле аэропорта тоже не получилось. Представитель ФАС, комментируя петербургский опыт, говорит, что соглашение о тарифе между 12 компаниями можно расценивать как согласованные действия, противоречащие антимонопольному законодательству. Возникают по большому счету сегодня вопросы у ФАС и к тому, как наводят порядок с таксомоторными перевозками и в отдельных московских аэропортах, и на вокзалах, где водители работают "по карточкам", для них установлены специальные парковки.

"Любое регулирование приводит к ограничению конкуренции, а значит, повышению цен", - говорит Сеничкин. Что касается нелегалов в сфере такси, то единственная мера, которая позволит их победить, это, по мнению Сеничкина, большое количество легальных перевозчиков.