Венесуэла станет третьей страной мира, которая признает суверенитет Южной Осетии и Абхазии. Президент Уго Чавес лично заверил Дмитрия Медведева, что в ближайшее время его страна займется налаживанием дипломатических отношений с республиками.
Вчера в резиденции "Барвиха" президент Дмитрий Медведев провел переговоры со своим венесуэльским коллегой Уго Чавесом, который давно считает себя хорошим приятелем России и ее руководства, фактически братом. С Медведевым разговор он ведет исключительно на "ты", как с "другом и товарищем". Братья, правда, у Чавеса разбросаны по всему миру. Накануне он побывал у общего "брата" Лукашенко, от которого привез привет и российскому лидеру.
Однако для Дмитрия Медведева у Чавеса была припасена новость куда приятнее. После долгих рассуждений о судьбах мира, которые по доброй традиции венесуэльского лидера перемежаются воспоминаниями и цитатами о Симоне Боливаре, президент Венесуэлы вдруг сообщил, что его страна намерена признать суверенитет Южной Осетии и Абхазии. "Венесуэла присоединяется к признанию независимости Южной Осетии и Абхазии, - заявил Чавес. - С сегодняшнего дня Венесуэла начинает все необходимые действия для установления дипломатических отношений".
- Россия всегда занимала здесь достаточно простую позицию. Мы всегда считали, что это суверенное право государств - признавать или не признавать, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Но нам небезразлична судьба этих государств. И я благодарен тебе, что ты принимаешь такое решение.
От Венесуэлы же у Дмитрия Медведева, признался он сам, исключительно положительные воспоминания - российский лидер останавливался в гостях у Чавеса во время своего латиноамериканского турне в ноябре прошлого года.
"Я возвожу наши отношения в ранг стратегического партнерства во всех сферах, - заявил Чавес. - Спасибо за твою дружбу. Мы сегодня подпишем очень важные документы".
Накануне многие эксперты говорили о том, что во время визита будут подписаны новые контракты по поставке вооружений и Россия будет готова предоставить кредит Венесуэле на закупку оружия. Однако в Кремле опровергли эту информацию. В сфере ВТС речь идет о соглашении между правительствами РФ и Венесуэлы о взаимной охране интеллектуальной собственности в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества и соглашении между министерствами обороны двух стран о сотрудничестве в военной области.
Впрочем, ни один из лидеров не усомнился, что в будущем поставки военной техники в Венесуэлу будут развиваться. "Не буду, с другой стороны, лукавить: такого рода контракты далеко не всегда подписываются на публике, - сказал Медведев, отвечая на вопрос об интересе Каракаса к российским танкам. - И мы будем поставлять Венесуэле те виды вооружений, которые у нас запрашивает Венесуэла, при этом, естественно, выполняя свои международные обязательства. Будем ли мы поставлять танки? Конечно, будем, если наши друзья их будут заказывать. У нас хорошие танки".
А для Уго Чавеса российское вооружение - это возможность развивать оборонительный потенциал Венесуэлы. "Вокруг нас смыкается кольцо блокады", - прогремел в сторону США венесуэльский лидер.
Впрочем, куда большее значение сегодня в условиях кризиса было уделено развитию экономического сотрудничества, где особое место занимает нефтегазовая сфера. Вчера стороны подписали сразу несколько меморандумов о взаимопонимании по освоению и развитию месторождений в долине реки Ориноко в Венесуэле.
- Сегодня мы смогли договориться по очень широкому кругу вопросов, которые выводят наши отношения на принципиально новый стратегический уровень, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Надеюсь, что за ними появятся новые соглашения, мы готовы к тому, чтобы сотрудничество между нашими странами развивалось не только в энергетической сфере, где наши государства являются близкими партнерами, но и по другим вопросам.
Для того чтобы совместная работа развивалась еще быстрее, Москва и Каракас договорились создать собственный банк с уставным капиталом в 4 миллиарда долларов. "Почему мы должны тогда использовать какие-то другие банки, а не можем создать свой для этого?" - заявил российский лидер, заметив, что решение о создании банка было принято еще несколько лет назад. Так что с его появлением, констатировал он, страны еще и промедлили.
- Мы стали больше чем партнерами. Мы альянс, который будет длиться постоянно, - считает президент Венесуэлы, который, кажется, никогда не забывает, что находится в постоянной оппозиции Америке. - Полицентричный мир - это не идея, не мечта, не сон. Мы уже его можем видеть. Это пример того, что колониальная эпоха ушла в прошлое.
Теперь Чавес ждет, что и влияние США на мировую экономику, которое уже довело мир до кризиса, тоже ослабнет. Что Штаты перестанут печатать свои доллары, или, выражаясь его языком, "наполнять мир бумагой, которая не имеет ценности". Чавес вспомнил Кастро, который еще 10 лет назад предупреждал, что этот мыльный пузырь может лопнуть. "И, мне кажется, очень хорошо, что это произошло, - констатировал он. - Мы ждем, что рубль станет резервной валютой в международном плане".
Чуть позже президент Венесуэлы приехал на переговоры к российскому премьеру Владимиру Путину. Показав на часы, Уго Чавес извинился за небольшое опоздание и сослался на встречу с президентом Дмитрием Медведевым.
Первым делом венесуэльский лидер передал Путину большой привет от глав государств, с которыми он недавно встречался, - лидеров Ирана и Туркмении. Премьер в свою очередь заявил, что "перед приездом Чавеса была проделана огромная и очень результативная работа".
"Подписан прекрасный пакет документов - ни одного пустого", - заметил Путин. Да и Чавес считает, что подписанное вчера в Барвихе соглашение о сотрудничестве в области реализации совместных стратегических проектов является "совершенным".
С самого начала беседы между двумя политиками установилась неформальная атмосфера. Пользуясь такой обстановкой, Чавес поинтересовался у российского премьера, есть ли у него внуки.
- Нет, - сказал Путин.
- А я уже дедушка трижды! - удовлетворенно заявил венесуэльский лидер.