10.09.2009 23:27
    Поделиться

    Для "Волшебной флейты" Михаил Плетнев, как обычно, выбрал спорное решение

    Каждый вечер на протяжении недели на Новой сцене Большого театра выступает Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева. "Большой фестиваль РНО" открылся в понедельник музыкой Чайковского и завершится в воскресенье гала-концертом.

    Концертное исполнение "Волшебной флейты" Моцарта заняло в программе особое место. Масштаб события был обеспечен беспрецедентным составом исполнителей.

    "Волшебная флейта" предъявляет серьезные требования к подбору солистов. В ней не выедешь на одной-двух звездах - слишком широка палитра образов. Лирический тенор (принц Тамино), подвижный баритон (простак Папагено), колоратурное и лирическое сопрано (Царица ночи и ее дочь Памина), бас (Зарастро) - вот та краеугольная пятерка, без которой за оперу и браться не имеет смысла.

    Все пятеро протагонистов были приглашены из-за рубежа. Тильман Лихди (Тамино), Штефан Генц (Папагено) и Симона Кермес (Царица ночи) приехали из Германии, где практически все певцы проходят в своей карьере через испытание обманчивой простотой Моцарта. Люси Кроу (Памина) и Тим Мерфин (Зарастро) родились в Англии, где тоже очень сильна школа исполнения музыки XVII-XVIII веков, а Тим Мерфин к тому же последние несколько сезонов поет в Гамбургской опере.

    Из всей пятерки нашей публике хорошо известна была лишь Симона Кермес. Благодаря частым выступлениям в Москве и запоминающейся "рок-н-рольной" манере держаться она стала заметной фигурой столичной оперной жизни. Вот и на этот раз она появилась на сцене в ярко-оранжевом платье, с огненной прической а ля медуза Горгона и превратила колоратуры Царицы ночи в шаманские пляски. Первая ария Царицы ночи, как выражаются в Америке, "остановила шоу": овация зала была столь продолжительной, что дирижер вызвал уже ушедшую за сцену певицу на поклон. Увы, ария второго действия удалась Кермес гораздо меньше. Виной ли тому неважная форма певицы, или в тот вечер московская осень вообще не была расположена к певцам? И у Лихди, и у Мерфина, показавших хорошее владение моцартовской стилистикой, тоже случилось по неудачному эпизоду.

    Не слишком эффектна в первом действии была Люси Кроу. Впрочем, и роль Памины в нем не столь выигрышна. Зато после меланхолической арии, которую ее героиня поет в момент душевного испытания, у публики появилась еще одна любимица. Кроу покорила не напором и колоратурами, а тончайшей филировкой звука и лирикой исполнения, что вдвойне сложно.

    Среди множества цветов, вынесенных на сцену, не нашлось букета для бедняги Папагено. Подобное вряд ли повторится в его следующий приезд - баритон Штефан Генц стал еще одним триумфатором вечера. Артистичный и обаятельный, он сыграл полноценный спектакль, далеко выйдя за рамки жанра концертного исполнения. В его персонаже есть место всем краскам эмоциональной палитры Моцарта - от наивного веселья первой песенки до неподдельного страдания простодушного парня, вдруг обнаружившего, что мир ополчился против него. И если раньше Генца знал лишь узкий круг ценителей камерного вокала, то теперь он, что называется, "пошел в массы".

    Достойными партнерами международной оперной команды стали российские солисты (самая крупная среди них роль досталась Вячеславу Войнаровскому, сыгравшему Моностатоса) и Камерный хор Московской консерватории под руководством Борис Тевлина.

    Для своего очередного оперного проекта Михаил Плетнев, как обычно, выбрал спорное решение: "Волшебная флейта" исполнялась без разговорных диалогов. Следить за перипетиями сюжета по этому музыкальному нон-стопу было невозможно. Подобный произвол, немыслимый при обычной постановке, для фестивального концерта оказался допустимым и даже логичным. В конце концов в Москве "Волшебная флейта" идет, и даже в диаметрально различных версиях, от чисто сказочной в Камерном театре Покровского до философско-сатирической в "Новой опере".

    Михаил Плетнев не искал целостности. Он как будто пробовал разные дороги в космическом пространстве гениальной оперы. "Волшебная флейта" стала большой удачей Российского национального оркестра и его худрука.

    Поделиться