Российские летчики снова переполошили натовцев. На этот раз воздушное патрулирование над нейтральными водами Северного Ледовитого и Тихого океанов выполнили "стратеги" Ту-95МС из дальневосточного гарнизона "Украинка".
Пара ракетоносцев записала на свой счет десять часов беспосадочного перелета. Маршрут в несколько тысяч километров пролегал в северных широтах. На появление там российских самолетов немедленно отреагировали американцы. С авиабазы Эльмендорф на Аляске подняли в небо два перехватчика F-15. К своеобразным "эскортам" наши экипажи уже привыкли, и это ничуть не отразилось на выполнении ими задачи. Дозаправившись от воздушных танкеров, русские "Медведи" (так в натовской квалификации именуются Ту-95МС) благополучно возвратились на авиабазу.
Воздушное патрулирование ракетоносцы Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 сейчас проводят над акваторией Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также над Черным морем. Строго говоря, это давно обжитые нашими "дальниками" регионы. Но интенсивность полетов "за угол" в разные годы была разной. В 80-х туда летали практически через день. Потом на целых полтора десятилетия экипажи ограничили в зонах патрулирования. Новый старт российскому авиационно-ядерному ренессансу дали пару лет назад, когда "Туполевы" и "Ильюшины" одновременно появились в четырех регионах мира. С тех пор российские ВВС вылеты туда не прекращают.
Как сказали корреспонденту "РГ" в штабе Дальней авиации, прежним остался не только океан, но и самые чувствительные точки, центры сосредоточения войск и сил. Поэтому мы вынуждены демонстрировать российский флаг у берегов Великобритании, Норвегии, Гренландии, Канады и США. Без внимания также не остаются южные границы России.
Хотя на воздушное патрулирование пилоты летают без ядерного оружия на борту, с цветами их нигде не ждут. Где бы мы ни появились, бомбардировщики тут же окружают иностранные перехватчики. В штабе Дальней авиации подсчитали, что только в этом году на условный перехват российских "стратегов" поднимали около сотни истребителей всех типов и марок - от американских F-15, F-16, F-18 и F-22 до английских "Торнадо" и французских "Миражей". Кто-то ограничивался коротким - в несколько минут - визуальным осмотром машины. Другие подлетали к нашим самолетам на расстояние в 3-4 метра и фотографировали их во всех ракурсах. Возле Аляски американские "Фантомы" неотступно следовали за российскими бомбардировщиками почти 40 минут. К счастью, дальше молчаливой разведки дело обычно не шло.
Правда, случалось, что экипажи сталкивались и с хулиганством, и с откровенными провокациями. Ветераны Дальней авиации помнят случаи, когда "Фантомы" глушили двигатели наших бомбардировщиков своей реактивной струей. А однажды неудачно пристроившийся к брюху советского "стратега" американский истребитель пропорол своим килем крыло нашей машины. Экипаж тогда чудом посадил ее на аэродром.
Между тем появление в западном полушарии наших стратегических бомбардировщиков абсолютно не противоречит международному праву. Во-первых, обо всех таких вылетах Россия через министерство иностранных дел уведомляет заинтересованные государства. Во-вторых, маршруты "дальников" заранее оговорены, они лежат в стороне от гражданских авиатрасс и не несут угрозы пассажирским лайнерам. Наконец, как признают наши военные, тактические пуски ракет и другие учебно-боевые задачи российские экипажи выполняют без реального применения оружия.
Тем не менее эти полеты приносят огромную пользу летчикам. Находясь в воздухе помногу часов, пилоты и штурманы решают навигационные задачи, осваивают посадку на аэродромах в Арктике, учатся дозаправлять бомбардировщики топливом в полете. В Дальней авиации это сродни высшему пилотажу. Представьте 200-тонную махину, которую на скорости 600 километров в час на 15 минут надо "привязать" к воздушному танкеру Ил-78 конусом-шлангом длиной чуть более 20 метров.