Дмитрий Медведев заручился поддержкой коллег из прикаспийских государств

В воскресенье в туркменском городе Туркменбаши прошли переговоры Дмитрия Медведева и Гурбангулы Бердымухамедова. Этот визит стал заключительным пунктом поездки российского лидера, продолжавшейся с четверга.

А началось все в Оренбурге, куда приехал казахский президент Нурсултан Назарбаев на VI Форум межрегионального сотрудничества. "В этом году из-за кризиса проявились проблемы: надо думать, как выправлять эти бреши", - открыл двустороннюю встречу президент России. Пока решили их поправить тремя правительственными соглашениями: о сотрудничестве на границе, по военно-техническому сотрудничеству, а также о строительстве и эксплуатации третьего блока Экибастузской ГРЭС-2. Медведев также предложил завершить согласования по новым шельфовым месторождениям. Обсудили и план совместных действий до 2011 года, остановившись на энергосбережении.

Интеграция энергосистемы Сибири с европейской через систему Казахстана и повышение пропускной способности Урал-Казахстан-Сибирь - то, о чем говорили и тет-а-тет, и на форуме. Медведев заверил, что Россия готова работать над созданием новой инфраструктуры энергетического сотрудничества. А поскольку технологическая база у России с Казахстаном одинаковая, и при этом, по словам российского лидера, "надо признаться, очень старая", а климат близкий и условия для работы сходные, то надо заняться ее модернизацией.

Назарбаев, в свою очередь, неожиданно заявил, что все нерешенные вопросы сняты. Но тут же добавил, что "надо просто все это дело формализовать и довести до конца". "Наши страны в списке наименее эффективных экономик мира, а значит, отстающих - это одно и то же, поэтому в части энергосбережения надо сотрудничать плотнее", - призвал он.

В частности, казахский президент очень заинтересовался лампами накаливания и предложил согласовать национальные законодательства по этому поводу. Назарбаев сам показал пример, как надо доводить дело до конца, дав поручение министру энергетики "разобраться по цене налогов". Речь шла о поставках экибастузского угля.

 
Видео: Сергей Куксин

"Абсолютно возможно оказание поддержки в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС", - продолжил казахский лидер: посредством перетока через Казахстан и параллельного пропуска электроэнергии. "Последний вопрос мы жуем долго, и надо найти компромиссы", - не стал церемониться Назарбаев. И Медведев с ним согласился: документы надо согласовать максимально быстро - вполне можно в месячный срок.

Еще Назарбаева волновал вопрос пребывания россиян в Казахстане и казахов в России: без регистрации им можно находиться в соседней стране лишь три дня. Он предложил увеличить срок до тридцати суток. "В отношении сроков пребывания ситуация странная, если не сказать унизительная", - и здесь поддержал его российский коллега. По его словам, те, кто хочет проехать в Россию с преступными целями, легко это делают, а "законопослушные граждане, по сути, в опущенном состоянии пребывают", и это, конечно, недопустимо.

В тот же день лидеры вылетели в казахский город Актау. Здесь по инициативе Назарбаева прошел неформальный саммит президентов России, Казахстана, Азербайджана и Туркмении. В Актау из аэропорта четверо глав государств приехали на одном бронированном микроавтобусе, во время переговоров весело шутили и вообще показывали, как они рады видеть друг друга. В Актау говорили о том, что Каспий должен быть морем дружбы, позже подытожил Назарбаев.

"По большому счету у нас крупных проблем нет, и мы все можем решить консенсусом", - оптимистично начал встречу казахский президент. Даже тему реформы мировой финансовой системы. Хотя Медведев и посетовал, что не все к этому стремятся: "Есть желание на этом законсервироваться, сказать, что все будет хорошо и дальше будет еще лучше и никто ни в чем не виноват... Успокаиваться рано!". Он также "товарищески проинформировал" коллег о позиции Москвы на питтсбургском саммите "двадцатки" и предложил обсудить подходы, "чтобы получить, может быть, какой-то общий мандат и отстаивать эти позиции".

А вот о Каспии не говорили, хотя накануне в Кремле не исключали такую возможность. Нужно было учесть мнение Ирана, который не без оснований тоже хотел бы в этом разговоре участвовать. Поэтому все разговоры на эту тему пройдут на прикаспийском саммите в Баку. Медведев заметил, что пяти странам "главное договориться по тем или иным базовым параметрам", и коллеги с ним согласились.

Обсудив основные моменты в официальной обстановке, лидеры отправились на неформальное общение и отдых в курортный город Кендерли, где и провели всю субботу. Оттуда Медведев и Назарбаев поехали в гости к Бердымухамедову в город Туркменбаши.

Там их ждали гонщики международного авторалли "Шелковый путь-2009": президентам предстояло участвовать в церемонии открытия завершающего этапа соревнования. Победители уже были известны - выиграла немецкая команда, но финишировать решили с помпой. В степи поставили огромный тент, под которым расположились участники ралли в пыльных дорожных комбинезонах и местные чиновники при параде. Почти все остальное население города встречало высоких гостей на дороге, выстроившись по периметру в национальных костюмах и вовсю размахивая флажками.

Идея проехать на автомобилях по караванным путям из Казани в Ашхабад принадлежала туркменскому президенту, который и сам любитель погонять как профессионал. В ралли приняли участие лучшие автогонщики 25 стран мира. Получилось ничуть не хуже Дакара, а по стандартам, может быть, и труднее, одобрил Медведев.

"Шелковый путь объединил не только торговое, но и идейное братство", - начал свою речь туркменский лидер. Сегодня, по его словам, это наследие продолжено трансконтинентальным газопроводом и строящейся железной дорогой Иран - Туркмения - Казахстан. "Ваше ралли, нет, наше ралли, - поправился Медведев, соглашаясь с ним, - теперь становится еще одной темой, которая связывает три государства, которые теперь являются партнерами". Если вспомнить фактическое отсутствие отношений с прежним президентом Туркмении, то дружеские объятия, в которые заключал Медведева его преемник, говорили сами за себя.

После старта заключительного этапа, получив памятные подарки, главы государств отправились на переговоры, которые получились весьма кратковременными: похоже, отдых в Кемберли весьма способствовал взаимопониманию. Здесь российский президент получил еще один презент - уже не от гонщиков, а от своего коллеги - серебряную саблю, инкрустированную драгоценными камнями, и вороного ахалтекинского скакуна.

За столом переговоров говорили о том, что, несмотря на кризис, двусторонние торговые отношения развиваются не просто хорошо, а очень хорошо. Товарооборот в этом году составил уже 5 млрд долларов, несмотря на мировой экономический кризис, а за весь прошлый год он был 7 млрд долларов, заметил Бердымухамедов.

 
Видео: Сергей Куксин

По итогам переговоров был подписан документ, на согласование которого ушло больше трех лет: о разделе продукции между нефтегазовой компанией ИТЕРА и госагентством по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркменистана в отношении 21 морского блока Каспийского моря. Это свыше 160 млн тонн нефти и более 60 млрд тонн попутного газа. Как пояснил глава ИТЕРА Игорь Макаров, начало работ запланировано на начало следующего года, и предварительный прогноз - 10 млрд тонн газа и 10 млн тонн нефти в год. Стоит проект около миллиарда долларов. Глава Туркмении также заверил российского коллегу в том, что поможет с дополнительными поставками электроэнергии, если они потребуются.

И в газовой сфере сотрудничество не прерывалось и не прерывается, заверил помощник президента РФ Сергей Приходько. И, несмотря на то, что поставок нет с апреля - после аварии на трубопроводе, в котором туркменская сторона обвинила "Газпром", есть шансы на их возобновление. "Сейчас "Туркменгаз" берет тайм-аут у "Газ прома", - сказал Бердымухамедов. Идет последняя дефектоскопия трубы. "Думаю, вопросов уже не осталось", - заключил он. Правда, вопросы формулы цены, из-за которых "Газпром" отказался покупать "голубое топливо", пока публично не конкретизированы. В заключение Бердымухамедов пригласил Медведева на открытие русско-туркменской школы в Ашхабад и получил согласие.