Ставил их на крыло Герой России летчик-испытатель I класса Вячеслав Аверьянов.
В мире авиации это имя в пояснениях не нуждается, о нем ходят легенды. Да и любители авиашоу запомнили "смертельный аттракцион", который он устроил в Ле Бурже, когда его истребитель сделал "кобру" в метре от взлетной полосы.
Аверьянов всегда испытывал "сушки" - от давних Су-17 до новейших Су-35. Авторитет его среди собратьев по профессии непререкаем. В нем удивительным образом сочетаются лихость пилотирования и точнейший расчет любого, даже простейшего полета. Вручая Звезду Героя в 2001 году, Владимир Путин отметил, что Вячеслав Юрьевич "не просто управляет машиной, а чувствует самолет".
Кстати, высокую награду тормознули на два года. Указ был подписан в 1999 году, но в том же году на салоне в Ле Бурже Аверьянов чиркнул хвостом своего самолета взлетную полосу, двигатели загорелись. Пилоту удалось направить горящую машину, которая успела развернуть нос в направлении близлежащей деревни, в безлюдную часть аэродрома и успешно катапультироваться с минимальной высоты. Единственный, надо сказать, случай, когда Аверьянов покинул аварийный самолет.
Другому летчику за такую "проделку" не сносить бы головы, а ему все простили. Впрочем, как установило тщательное расследование ЧП, вины российского экипажа в том происшествии не было. Катапультирование - стрессовая ситуация даже для испытателя. И тем не менее уже через два месяца на московском авиасалоне МАКС-99 он крутил в небе немыслимые виражи, на которые тогда был способен только Су-30МК. Сам прославленный генеральный конструктор Михаил Симонов сказал, что у него в ОКБ лучшего испытателя просто нет.
Аверьянов дал путевку в небо первому отечественному коммерческому истребителю - Су-30МК.
Эту машину создавали как коммерческую модель. Предполагалось, что под каждого конкретного заказчика будет проектироваться свой особый вариант. Так появились Су-30МКИ (индийский), МКК (китайский), МКМ (малайзийский). Однако каждая такая переделка вносила в самолет свои особенности, которые приходилось проверять и перепроверять в сотнях тестовых полетах. В итоге заказчику всегда предъявлялся почти идеальный борт. А как проходили испытания и что порой выкидывали "сушки", естественно, оставалось за рамками многомиллиардных контрактов.
Аверьянов не только первым в мире освоил сверхманевренность, но и сделал это свойство доступным для строевых летчиков. Поэтому Вячеслава Аверьянова считают своим учителем пилоты из Индии, Малайзии и Алжира, куда поставлялись истребители семейства Су-30МКИ.
Другая задача, которую с успехом решили Аверьянов и его коллеги по испытаниям Су-30МКИ, - тестирование первого в России многофункционального информационно-прицельного комплекса. В его состав вошли не только локатор с фазированной антенной решеткой (кстати, впервые в мире на экспортном истребителе), но современные оптические и электронные системы, созданные в других странах.
Аверьянов считает Су-30МКИ лучшим истребителем в мире и добавляет: "Летчик растет вместе с машиной". Его карьера - тому подтверждение. Он не только организует тестирование серийных машин, но готовится к решению новых задач - испытаниям пассажирских лайнеров МС-21. В середине следующего десятилетия эти самолеты должны выйти на воздушные трассы России.
Сейчас Вячеслав Аверьянов руководит службой летных испытаний. Сам летает и учит испытательному мастерству своего старшего сына - Евгения, который унаследовал отцовскую любовь к небу и тоже стал летчиком-испытателем. Вернее - становится. Как считает ас, настоящим испытателем летчика можно назвать, когда у него за плечами годы летной службы и тысячи часов полетов. Хотя сегодня Вячеславу Аверьянову исполняется 50 лет, на пенсию не собирается. Сам говорит, что увереннее чувствует себя в кабине самолета, чем на земле.