В текущем году регион Восточной Европы и Центральной Азии опередил все остальные регионы мира по темпам реформ, проведенных в сфере регулирования предпринимательской деятельности. К такому выводу пришли эксперты Международной финансовой корпорации и Всемирного банка. Правда, Россия оказалась в отстающих, снизив общий рейтинг по сравнению с прошлым годом со 118-го до 120-го места. Хуже дела обстоят в Узбекистане, Таджикистане и на Украине, а также в других слаборазвитых странах. Таких, как, к примеру, Непал, Парагвай, Гаити, Зимбабве.
Исследование проводилось в 183 странах мира. 131 из них реформировала системы нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности за год. При этом, отмечается в ежегодном докладе "Ведение бизнеса-2010: Проведение реформ в трудные времена", 26 из 27 стран региона провели реформы систем регулирования предпринимательской деятельности по расширению возможностей для своих предприятий. Авторы доклада использовали 10 показателей: доступность к кредитным ресурсам, банкротство, защита юридических прав заемщиков и кредиторов, регистрация собственности, налоги, закрытие бизнеса, благоприятность условия для предпринимательской деятельности, ускорение процедуры получения разрешений на строительство, внешнеторговая деятельность и, наконец, обеспечение условий по созданию новых предприятий.
В России, отмечают авторы доклада, реформы были проведены по трем из десяти показателей исследования: регистрация собственности, уплата налогов, закрытие бизнеса. В течение года российским властям удалось провести ряд изменений в закон о банкротстве, которые позволяют ускорить процесс ликвидации и усилить правовой статус кредиторов по обеспеченным займам. Власти пошли навстречу бизнесу, снизив налог на доходы юридических лиц с 24 до 20%. Наряду с этим был ускорен процесс регистрации собственности за счет введения новых форм документации. Речь, в частности, идет о замене инвентарных документов и кадастровых карт на кадастровые паспорта. Авторы исследования рассматривают три названные реформы как составляющие тенденции улучшения делового климата в стране, а не точечные антикризисные меры. Отсюда и столь низкое место в рейтинге.
В прошлом году в России, напомним, исследовались 2 индикатора: получение кредита и лицензирование. И если с кредитованием дела обстояли хорошо, более того, по этому показателю Россия могла подняться на несколько строчек в рейтинге, то изменения в лицензировании, которые произошли за год, потянули Россию вниз. Причем главной виновницей тому оказалась Москва, которая перечеркнула весь положительный эффект от административной реформы. В городе были внесены изменения в нормативную базу, регулирующую доступ к коммунальным услугам. В результате компании были вынуждены покупать право за подключение к электросетям в пределах города за 40 тысяч рублей за киловатт, отмечали авторы исследования. Эта цена оказалась одной из наиболее высоких в мире для получения права на строительство. Поэтому тогда, по этому показателю, мы заняли 177-е место из 178, обогнав лишь Эритрею, которая расположена на северо-востоке Африки и признана как одна из самых бедных стран мира. К слову сказать, сейчас Эритрея занимает 175-е место.
На сей раз, отмечают авторы исследования, Россия не опустилась столь низко ни по одному из показателей, но и не смогла набрать нужного количества баллов, чтобы подняться в общем рейтинге государств. Тормозят в этом, как и в прошлом году, получение разрешений на строительство, а также и другие показатели. Так что, делают вывод авторы доклада, проведение реформ откладывать нельзя. Причем не из-за того, чтобы подняться на более высокие места в рейтинге, но в первую очередь для того, чтобы создать благоприятную ситуацию для ведения бизнеса. От этого, отмечают авторы, зависит приток длинных качественных, а не спекулятивных инвестиций в страну.
Что касается остальных стран региона, то уровень активности в области проведения реформ оказался здесь наиболее высоким с 2004 года. Ведущим реформатором признана Кыргызская Республика, которая поднялась с 80-го на 41-е место благодаря проведению реформ в 7 из 10 показателей. Среди ее основных достижений - ускорение процедуры получения разрешений на строительство, обеспечение более благоприятных условий для создания новых предприятий и упрощение процедуры регистрации собственности.
Список реформаторов возглавляют 10 стран, четыре из которых вошли в него в текущем году: Либерия, ОАЭ, Таджикистан и Молдова. В наивысшие строчки рейтинга попали также Руанда, Египет, Беларусь, ЮБР, Македония, Кыргызстан и Колумбия.
Объяснить, почему Россия оказалась на столь непочетном месте, мы попросили одного из авторов исследования Светлану Багаудинову.
- Что касается места России в глобальном рейтинге, отмечу, что, хотя в течение последних нескольких лет правительство заявляло о поддержке мелкого и среднего предпринимательства, через данные нашего отчета реальные результаты мы увидели только в этом году. Речь идет о трех существенных реформах, которые направлены на поддержку предпринимательской деятельности в условиях кризиса: упрощены правила передачи права собственности; снижен налог на прибыль с 24 до 20%; внесены изменения в процедуры банкротства и ликвидации предприятия, расширяющие права обеспеченных кредиторов.
- Получается, что реформ недостаточно?
- Здесь важна динамика. Реформы начались. Надеемся, что это не точечное явление, а планомерная, целенаправленная программа правительства, которая будет продолжена.
- А что тянет вниз?
- Те же показатели, что и в прошлом году. К сожалению, есть показатели, по которым Россия занимает последние места. Одно из них - это получение разрешений на строительство. У России самые запутанные правила получения этих разрешений. Необходимо пройти 54 процедуры, чтобы построить простой маленький склад для хранения. По времени это занимает почти два года. А по деньгам требуется заплатить около 2 тысяч процентов среднего дохода на душу населения. Ведущую роль в ценовой составляющей играет подключение к электроэнергии. В среднем это выливается в десятки, а то и сотни тысяч долларов. Этот показатель и тянет Россию назад.
Второе - международная торговля. Здесь опять-таки довольно запутанная система получения всех необходимых разрешений на ввоз и вывоз товара. Либо товар лежит на складах и его невозможно вывезти, либо таможенное оформление производится с задержкой. В этом вопросе правительство уже пошло на существенные шаги: вводится система таможенного досмотра на основе оценки риска, активно ведется инвентаризация таможенных постов. Но страна большая и реформа пока не закончилась. Пока еще физически инспектируется выше 50% товара, который пересекает границы.
Если взять, к примеру, Сингапур, который возглавляет рейтинг по ведению международной торговли, то там товар уже давно физически не инспектируется. Все делается в электронной форме: товар сканируется, но контейнеры не вскрываются. За счет этого прохождение товара через границу является практически автоматическим.
- Но Сингапур - страна-то крошечная.
- Да, у России огромная территория, и хотя реформа идет уже несколько лет, на ее завершение потребуется еще какое-то время.
- А в исследовании не делается скидка на территорию?
- Нет. Вне зависимости от географии, мы исследуем жизнь местных предпринимателей. У нас такая данность, а в Сингапуре немного другая.
- Где у нас дела обстоят лучше?
- Например, создание предприятий. Сегодня, чтобы открыть ООО, которое не требует специальных разрешений, потребуется месяц. По этому показателю Россия входит в первую сотню. Хотя и тут есть над чем работать: в Москве и других городах охват Интернетом достаточно высок, фактически приближается к 100%; есть закон об электронной подписи. Это в принципе позволяет вывести создание предприятия полностью в электронное поле, так, как это происходит в Канаде, США, Новой Зеландии, Австралии, где граждане могут создать свое предприятие, не выходя из собственного дома.
- А как быть с фирмами-однодневками? Эта проблема в России стоит достаточно остро.
- Эффект от создания компании через физический офис или через Интернет будет практически одинаковый. Тем гражданам, которые хотят создать честную компанию, будет проще ее зарегистрировать через Интернет. А однодневки - это другая сторона медали. И вопрос этот скорее в компетенции правоохранительных органов, а не регистрирующих.