Более 2,3 миллиарда рублей в 2008 году могло бы сэкономить Российское государство при замещении импортных лекарственных препаратов отечественными аналогами в рамках госзакупок лекарственных средств. Эта потенциальная экономия равна среднемесячному расходу в рамках программы ОНЛС в 2008 году, то есть позволяла бы обеспечивать население лекарственными средствами по программе ОНЛС в течение месяца. Такие данные привела в своем выступлении на "круглом столе", посвященном вопросам импортозамещения, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Елена Тельнова.
Она представила результаты анализа закупок 2008 года и первого полугодия 2009 года в рамках программы ОНЛС (ДЛО), проведенного Росздравнадзором. Анализ показал, что "в целом по России средняя цена закупленных в первом полугодии 2009 года импортных лекарственных средств, имевших отечественные аналоги, составляет 2140,79 рубля, средняя цена отечественных аналогов составляет 1322,61 рубля, а средняя разница составляет 818,18 рубля. Согласно результатам анализа за I полугодие 2009 года в денежном выражении госзакупки отечественных ЛС уменьшились до 4,5-5 процентов с 6,5 процента по итогам аналогичного периода прошлого года. Результаты анализа показали также, что по итогам первого полугодия 2009 года замена импортных препаратов на отечественные была целесообразна в 5351 случае.
С 2008 года полномочия по закупкам лекарств для льготников по программе ОНЛС были переданы субъектам РФ, однако там прохладно относятся к импортозамещению. Анализ ситуации показывает, что преференции для отечественных производителей только декларируются.
По мнению заместителя председателя Комитета ГД по охране здоровья Сергея Колесникова, "передача функций закупки в регионы привела к неоправданному росту стоимости закупаемых лекарств". Депутат считает, что нынешняя ситуация с госзакупками на фармрынке - результат несовершенной законодательной базы: в Федеральном законе N 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при переходе на аукционный принцип "потерялась возможность влиять на закупки и контролировать качество закупаемой продукции". Пока же закон не работает, единственный путь импортозамещения, уверен депутат, - размещение госзаказа на производство российских препаратов: "Если не будет долговременного госзаказа для отечественного производителя по тем препаратам, которые являются импортозамещающими, мы с мертвой точки не сдвинемся".
Начальник управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев отметил, что существующая практика организации аукционов под одного определенного производителя наносит прямой ущерб бюджету государства. По его словам, конкурсная документация при проведении аукционов в регионах намеренно составляется с указанием одного или целого ряда дополнительных условий под конкретное лекарственное средство от конкретного производителя. В результате конкурентные условия отсутствуют и препараты закупаются у одних и тех же компаний, предлагающих максимально высокую цену за свое лекарство.
Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев считает, что "ситуация с госзакупками лекарственных средств - наиболее острая проблема российской фармпромышленности, краеугольный и принципиальный вопрос, который фактически решает "быть или не быть" российскому фармпрому. В обновленном варианте стратегии развития российской фармацевтической отрасли до 2020 года первым пунктом в списке мероприятий по поддержке отечественных производителей (как готовых лекарственных средств, так и субстанций) значится создание и внедрение в практику преференций при участии в конкурсе государственных закупок ЛС для локальных производителей. К сожалению, стратегия уже больше года согласовывается в различных ведомствах, тогда как доля отечественных препаратов в государственных закупках продолжает падать.