14.09.2009 23:20
    Поделиться

    Эксперт: Государственно-частное партнерство - единственный разумный способ сохранить строительный рынок

    Государственно-частное партнерство - единственный разумный способ сохранить строительный рынок

    Пожалуй, одна из самых острых тем сегодняшней конференции "Малоэтажное строительство - ключ к экономическому и социальному развитию регионов" развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в малоэтажном строительстве.

    Сегодня все институты ГЧП уже созданы: это Фонд содействия развитию малоэтажного строительства, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Инвестиционный фонд в части финансирования региональных инфраструктурных проектов, госкорпорация "Банк развития", Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию, ФЦП "Жилище". Особые обстоятельства в виде экономического кризиса поставили нас перед необходимостью оперативно отрабатывать на практике все созданные механизмы через запуск пилотных проектов, совершенствовать законодательную базу, эффективно взаимодействовать с региональными властями, чтобы созданные институты заработали на полную мощность.

    Проблемным аспектом механизма государственно-частного партнерства, как он существовал ранее, является его недостаточная прозрачность. Если государство выступает бизнес-партнером и финансирует подведение коммуникаций, оно должно регулировать цену квадратного метра в таких проектах исходя из определенной минрегионразвития базовой стоимости жилья для каждого региона.

    При этом механизм ГЧП в малоэтажном строительстве эффективен, в качестве успешного примера можно привести город-спутник Кемерова Лесную Поляну. Ряд крупных проектов готовится к запуску и будет реализован в ближайшие несколько лет в Оренбургской, Калужской, Свердловской, Нижегородской, Тверской областях, в Республике Башкортостан.

    В настоящее время ГЧП - это единственный разумный путь сохранения строительного рынка. Именно поэтому институт этот должен развиваться масштабно, распространяясь не только на подведение социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, без чего рынок земли и строительства мертв, без чего не будет нового жилья. Действие ГЧП должно включить в себя меры федеральной поддержки разработки градостроительных документов муниципального уровня. Важнейшая задача ГЧП сейчас - стимулирование платежеспособного спроса.

    Сегодня стимулирование спроса, особенно важное в кризисных условиях стагнации и способное "раскачать" рынок потребления, сведено практически к нулю - выдача ипотечных кредитов для покупателей остановлена, известны лишь единичные случаи. Несмотря на сложность создавшейся ситуации, до сих пор не утверждаются стандарты земельной ипотеки и кредитования строительства жилья малоэтажного формата. Кредитование новых проектов строительства, особенно малоэтажного, также прекращено - все бюджетные средства, направляемые на поддержку ипотеки, уходят на латание дыр.

    А ведь есть и другие эффективные схемы финансирования строительства, в том числе форвардные сделки, ипотека квартир с земельным участком, прилегающим к дому (в многоквартирных малоэтажных домах), использование залога паев в кооперативах. Одна из обсуждаемых возможностей - предоставление государственных гарантий выкупа малоэтажных домов, соответствующих социальным нормам распределения жилья, в случае невозможности их коммерческой реализации, что позволило бы девелоперам проще получать кредиты банков.

    Сказать, что ГЧП в малоэтажном строительстве эффективно работает, можно будет тогда, когда мы будем видеть результат - многочисленные проекты комплексного освоения территорий, концептуальные поселки, мини-города, построенные по индустриальному типу и достаточно дешевые благодаря снятию государством ряда обременений с застройщика.

    Поделиться