Новости

15.09.2009 00:55
Рубрика: Власть

Мы можем!

В лозунге "Россия, вперед!" в предельно лаконичной форме заключены и устремленность в будущее, и вера в свои силы, и нацеленность на позитивные перемены
Текст: Минтимер Шаймиев (президент Республики Татарстан, Казань)

С интересом ознакомился со статьей президента Российской Федерации Дмитрия Медведева "Россия, вперед!". С одной стороны, бросается в глаза необычный формат публичного обращения, с другой стороны, прослеживается явное продолжение курса на расширение информационной открытости.

Впервые глава нашего государства обращается к гражданам с просьбой присылать свои замечания и предложения по изложенным им важнейшим вопросам общественного и государственного развития. Такая позиция делает власть более открытой для народа, дает возможность каждому принять непосредственное участие в выработке внутриполитического курса страны. Граждане получили приглашение к общению с высшей властью. Органы власти на местах должны помочь населению, общественным организациям установить реальный диалог. Главное всем нам в этом процессе не допустить формализма. Больше всего, лично я, боюсь этого. На открывающемся фоне мы должны побеждать самих себя и освобождаться от стереотипов "как бы чего не вышло".

Подкупает и оптимизм главы государства, убежденного в возможности вылечить такие сложные социальные болезни, как коррупция и широко распространенные в обществе патерналистские настроения. И что важно, уход от сырьевой зависимости экономики. Действительно, мы находимся на таком важном историческом этапе своего развития, когда необходимы не просто инерционные "шаги вперед", а качественный рывок в общественном сознании, если угодно, серьезные изменения в самом нашем "знаменитом" российском менталитете. Только преодолев вековую инерцию мышления, основанную на приспособленческом уповании на государство и чрезмерной "терпимости" к социально негативным явлениям, мы сможем по-настоящему двигаться вперед.

Привлекают внимание и общие оценки ситуации. Уже на протяжении достаточно длительного времени представители различных общественных групп высказываются об отсутствии в стране консенсуса относительно оценок исторического прошлого, нынешнего этапа развития и, самое главное, будущего нашей страны. Статья Дмитрия Медведева при известной эмоционально мобилизующей направленности, на мой взгляд, в главном отвечает на существующие в обществе воззрения по этим вопросам. Здесь и присущая россиянам гордость за державу, и досада за упущенные возможности, и искренняя уверенность в завтрашнем дне - все то, что столь близко сопереживают миллионы наших соотечественников. Причем оценки предельно откровенны. Плюсы и минусы общественного развития даны без прикрас - такими, какие они есть. Достаточно четко сформулировано: какие мы, каковы наши ценности и устремления.

Импонирует и то, что статья, появившаяся в преддверии Послания президента России Федеральному Собранию, приглашает всех, кто неравнодушен к судьбе страны, включиться в обсуждение стратегических задач, которые всем нам предстоит решать. По сути дела первым лицом государства предложена формула общественного договора по ключевым вопросам обновления страны.

Думаю, не останется без внимания общественности и принципиально важное заявление, что при всех особенностях и специфике России она будет развиваться демократическим путем, максимально способствуя раскрытию творческого потенциала личности, сближению интересов общества и государства.

Пожалуй, особо выделил бы предложения экономического блока. Нацеленность на инновационное развитие в целом и сфокусированность на пяти приоритетах из сферы высоких технологий вселяют уверенность. Но при этом трудно избавиться и от определенных опасений. Ведь отказ от сырьевого пути уже декларировался, и не раз. К сожалению, завалы на инновационном пути, как объективного, так и субъективного свойства, практически не позволяют решать поставленных задач. С особой наглядностью это проявилось, когда страна окунулась в мировой финансово-экономический кризис. Косность системы, стремление "наловить побольше в мутной воде" отнюдь не способствуют достижению целей, заявленных руководством страны, - выйти из кризиса более окрепшими, использовать его для поддержки отечественного производителя, особенно тех, кто серьезно занимается инновациями.

К сожалению, находятся компании, которые на волне кризиса хотят заработать не путем налаживания эффективной работы своей организации, а предпринимают попытки поглощения высокотехнологичных предприятий. Они имеют долги в связи со значительными объемами заемных средств под реализуемые прорывные инновационные проекты и испытывают временные сложности в связи с падением спроса в условиях кризиса на конкурентную продукцию. В такой ситуации, в частности, оказалось ОАО "Казаньоргсинтез".

Не могу не отметить как сдерживающий фактор инновационного развития и навязчивое влияние монополий, что, в общем-то, далеко не ново и по-прежнему требует своего решения. Мы не должны порождать новые монополии со старым содержанием в лице появляющихся крупных госкомпаний.

В целом же республика уже многие годы делает ставку на инновационную экономику. Идет активное формирование соответствующей инфраструктуры, функционирует сеть технопарков, Инвестиционно-венчурный фонд, особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга" и другие.

Мы нацелены на структурную перестройку нефтегазохимического комплекса, обеспечение глубокой переработки нефти и развития на этой базе завершенного крупного нефтехимического производства с большим количеством переделов. Одним словом, стремимся как можно больше создавать в республике добавленной стоимости.

Нас не устраивает ситуация, когда из ежегодно добываемых 30-32 миллионов тонн нефти республикой перерабатывается лишь ее четверть. Сегодня ОАО "Татнефть" осуществляет реализацию нового проекта по созданию комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске, который позволит перерабатывать уже половину высокосернистой татарстанской нефти. При стоимости проекта более 200 миллиардов рублей треть комплекса уже возведена. Несмотря на сложное время, на его строительстве ежесуточно осваивается около 100 миллионов рублей.

Большие надежды на инновационный прорыв в области нефтехимии мы связываем со строящимся технополисом "Хим-град". В его структуру будут входить Технопарк в сфере высоких технологий, в котором будут представлены высокотехнологичные производства полимеров и композиционных материалов, опытно-промышленный центр, парк пилотных установок, бизнес-инкубатор. Это позволит формировать добавленную стоимость на протяжении всего цикла создания нефтехимической продукции - от зарождения идеи до сбыта готовой продукции.

Хотел бы отметить, что для Татарстана, традиционно уделяющего большое внимание сельскому хозяйству и реализующего крупные инновационные проекты в агропромышленном секторе, особенно привлекательна позиция главы государства о поддержке данной сферы, а значит, и сельских жителей. Ведь село - это не просто место проживания, это особый уклад - образ жизни трети населения России.

Наверное, сегодня никого не надо убеждать в том, что инвестиции в человеческий капитал являются главным условием формирования инновационной экономики, или экономики знаний, в основе основ которой лежит образование. Значит, оно должно быть исходной точкой всех наших преобразований, соответствовать вызовам времени. Исходя из этого, в настоящее время мы активно готовим программу развития системы образования в Татарстане на 2010-2015 годы. Она капиталоемкая, но иного пути нет - республика для этого "созрела".

Четвертый год в республике действует система подготовки и переподготовки кадров в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах. Более 1300 человек прошли обучение по перспективным для нас направлениям - инновационный менеджмент, компьютерные технологии, бионанотехнологии, здравоохранение, строительство, сельское хозяйство и другие.

Мы ставим перед собой задачу готовить новое поколение квалифицированных специалистов международного уровня, способных обеспечивать высокую конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность Татарстана.

Заявленное президентом России инновационное развитие должно стать долгосрочным стратегическим приоритетом Российской Федерации - только в этом случае страна может стать полноправным участником глобального информационного общества.

Очевидно также, что лидерами мирового экономического развития будут не столько крупнейшие производители, сколько центры генерации знаний.

Чтобы сделать шаг вперед, необходимо направить экономическую политику на те цели и задачи, к которым сейчас стремятся развитые страны. То есть нужно попасть не туда, где экономика развитых стран была вчера (что, собственно говоря, присуще нам), а туда, где она окажется завтра. В противном случае мы будем вечно догоняющими.

В первую очередь, на мой взгляд, должна быть создана система стимулирования зарождающихся инновационных процессов. Как показывает мировой опыт, в инновационной деятельности именно государство играет чрезвычайно важную роль, так как оно формирует правила игры.

В этой связи хотел бы обратить внимание на то, что такой важный показатель, как производительность труда, отсутствует во множестве индикаторов громоздкой системы федеральных показателей оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти. Понятно, что оценить их работу по нескольким сотням показателей практически невозможно. На мой взгляд, их не может быть больше тридцати - сорока. Однако такие, как энергоресурсоэффективность и производительность труда, конечно же, должны быть обязательными.

Аналогичная ситуация складывается с оценкой инновационной деятельности. Надо признать, что этот важнейший индикатор "умной экономики" сегодня не могут с необходимой достоверностью рассчитывать ни органы статистики, ни субъекты Российской Федерации. Отсутствуют и стимулы для работодателей, органов власти по увеличению доли инноваций.

Нельзя забывать и о том, что для развития экономики нужна взвешенная тарифная политика, которая позволила бы строить прогнозы хозяйственного поведения и систему межбюджетных отношений как минимум на 3 года. Не должно быть ситуации, когда основной компонент стоимости энергоресурсов - газ - повышается темпами, не позволяющими выдержать установленный рост тарифов для населения. И выйти из нее можно лишь увеличив нагрузку на бюджет. Так, например, в Республике Татарстан планируемое повышение цены природного газа в 2010 году - 26,6 процента (при его доле в структуре себестоимости производства электрической и тепловой энергии - 71,6 процента), а рост тарифов на электро- и теплоэнергию соответственно 6 процентов и 10 процентов. Производители энергоресурсов вынуждены будут отнести эту разницу на свои убытки, что при сегодняшнем экономическом состоянии может поставить их на грань банкротства. Как следствие, это может привести к снижению надежности систем энерго- и теплоснабжения. Все это никак не соответствует формируемому образу страны как мировой энергетической державы. Усугубляет ситуацию промышленный спад и связанное с ним общее падение потребления энергии. С учетом высокой доли топливной составляющей увеличение цен на газ не должно разрушать общего ценового баланса.

Совершенно справедливо президент страны обратил внимание на проблему патерналистских настроений в обществе. Любое государство прямо заинтересовано в расширении участия все более широких слоев и групп населения в экономической жизни страны. Главный ресурс любого государства и во время кризиса, и в период нормального функционирования экономики - это социальный потенциал страны, активность, предприимчивость и инициатива населения.

Хотел бы также отметить и достаточно четко прописанные в статье президента страны подходы по развитию политической системы, которая видится предельно открытой и адекватной развивающейся социальной структуре. На мой взгляд, принципиально важна постановка вопроса о том, что она должна отвечать, а значит, и формировать политическую культуру "свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей".

Причем весьма актуально и то, что развитие институтов гражданского общества и многопартийности не представляется неким слепком по западным образцам, а базируется на собственном опыте демократического строительства и не предполагает каких-либо форсированных вариантов.

Глава государства вполне обоснованно указывает на наличие взаимосвязи между инновационной экономикой и политической демократией. Достаточно очевидно, что нельзя строить инновационную экономику там, где отсутствует среда для проявления гражданской инициативы. В то же время нельзя ожидать и гражданской инициативы там, где отсутствуют условия для свободной конкуренции - будь то сфера бизнеса или политические отношения.

Призывая граждан взять на себя значительную долю ответственности за собственную судьбу, мы должны дать им и возможность более активно влиять на политическую систему общества. Нельзя воспитать в гражданах чувство ответственности, не давая им возможности быть непосредственно сопричастными к процессу принятия решений, формирования власти, будь то на государственном или муниципальном уровне.

Учитывая, что предложения, поступившие в ходе обсуждения, глава государства намерен учесть при подготовке Послания Федеральному Собранию, считаю необходимым высказаться еще по двум, актуальным, на мой взгляд, вопросам.

Несмотря на достаточно четко обозначаемые в последнее время президентом страны подходы к решению этноконфессиональных проблем, существенного продвижения по ним пока нет. Проявляющиеся ксенофобия, националистические и скинхедовские выходки, опрометчивые заявления и спорные проекты нормативно-правовых актов по национальной тематике - все это явно не способствует единению нашего многонационального народа. Раз межнациональный и межконфессиональный мир для президента Российской Федерации является неоспоримой ценностью, то и шаги по его защите должны быть адекватными. Необходимо принять целостную систему мер по данному блоку вопросов, действуя решительно, проявив волю и полномочия.

Такого же участия главы государства требуют проблемы алкоголизации и особенно наркотизации населения, приобретшие у нас характер национального бедствия. Наступательная профилактика и жесткость к дельцам в этой сфере должны стать повсеместными, а решения Совета безопасности, в том числе и проведение тестов учащихся старших классов и студентов, конечно же, реализованы в полном объеме. Мне уже приходилось по вопросу обследования вступать в полемику с отдельными представителями правозащитников, как они себя именуют. Но арбитр в таких случаях, как правило, практика. Результаты диагностики в республике, да и мировой опыт, говорят о высокой эффективности такой работы. Отступать перед заразой, охватившей миллионы наших сограждан, мы просто не вправе.

И еще, считаю необходимым отметить, что лозунг, вынесенный в название статьи - "Россия, вперед!", - может стать лейтмотивом всей новой российской общенациональной идеологии. В нем в предельно лаконичной форме заключены и устремленность в будущее, и вера в свои силы, и нацеленность на позитивные перемены.

Власть Работа власти Внутренняя политика Филиалы РГ Волга-Кама ПФО Татарстан Статья Дмитрия Медведева "Россия, вперед!" Прямая речь
Добавьте RG.RU 
в избранные источники