15.09.2009 23:20
    Поделиться

    На Алтае прокуроры остановили работу археологов

    Прокуратура Республики Алтай остановила раскопки курганов скифской эпохи в Кош-Агачском районе, производимые археологами Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН.

    В прокуратуру Кош-Агачского района обратился представитель коренного малочисленного народа теленгитов, заявивший, что археологи незаконно занимаются раскопками кургана.

    Была проведена проверка, и, как утверждают в прокуратуре, раскопки поминального комплекса велись с нарушением законодательства, так как у археологов не было всех разрешительных документов. В прокуратуре сообщили: "Руководителю археологической группы Владимиру Кубареву было внесено представление, раскопки прекращены".

    Это не первый случай, когда у сибирских археологов на Алтае возникают проблемы. Все началось, когда ученые обнаружили мумию знатной женщины скифского происхождения в одной из замерзших могил на горном плато Укок. Находка стала научной сенсацией, пресса тут же окрестила мумию скифской принцессой. А среди коренного населения Алтая широкое распространение получила версия, что ученые раскопали могилу не кого-нибудь, а прародительницы алтайцев - легендарной княжны Кадын. Особую популярность это мнение получило после разрушительного землетрясения в сентябре 2003 года. Многие жители Горного Алтая всерьез считают, что на них гневаются духи за то, что они позволили осквернить священную могилу княжны Кадын. Теперь каждую новую экспедицию археологов алтайцы встречают отнюдь не хлебом-солью...

    - Это очередной виток старой истории, которая началась после раскопок на плато Укок, когда нам были предъявлены самые разные претензии, - сетует ученый секретарь Института археологии и этнографии СО РАН, кандидат исторических наук Ольга Новикова. - В частности, муссировалась тема о том, что археологи "оскверняют могилы предков". Мы много раз объясняли, что исследуемые могильники, в том числе и в этом году в Кош-Агачском районе, никак не связаны с современным населением Республики Алтай. Однако наши оппоненты продолжают считать, что если эти памятники находятся на алтайской земле, то принадлежат исключительно им. Мы пытались найти какие-то компромиссы, но это ни к чему не привело. Последние несколько лет почему-то именно Кош-Агачский район является закрытой зоной, где раскопки "запрещены". При этом на территории других районов республики раскопки ведутся беспрепятственно. Данный запрет не имеет никакой юридической силы. У сотрудников института были на руках все документы, необходимые для того, чтобы вести археологические исследования. Однако "Открытый лист", который был абсолютно законно выдан нашему отряду, даже пытались объявить поддельным. Конечно же раскопки свернуты. Ситуация более чем странная. Отряды нашего института работали и работают в Узбекистане, Казахстане, Монголии, Черногории, Иране, и таких проблем, как в Республике Алтай, нигде не возникало.

    Кстати, как сообщили в Институте археологии и этнографии, официально к ним не поступало никаких документально оформленных претензий. Претензии были предъявлены лишь непосредственно на месте раскопок. В прокуратуру Кош-Агачского района ученые направили официальный протест.

    Справка "РГ"

    "Открытый лист" - это специальное разрешение на ведение полевых археологических исследований. Он является единственным документом, дающим право на раскопки и разведку, и не может быть заменен никаким другим. Перед началом полевых исследований "Открытый лист" должен быть зарегистрирован в Государственном органе охраны памятников того субъекта РФ, на территории которого предстоит выполнить археологические работы.

    Поделиться