15.09.2009 23:10
Поделиться

Виктор Басаргин: Ввод в действие Богучанской ГЭС повысит энергообеспеченность региона

Мировой финансовый кризис заставил по-новому взглянуть на инвестиционные проекты, которые реализуются в нашей стране. Если прежде на первом плане были цели проектов - создание инфраструктуры, открытие новых производств, то теперь не менее важен и сам процесс: реализация масштабных проектов создает тысячи рабочих мест, увеличивает налогооблагаемую базу. То есть впрямую противодействует последствиям кризиса.

О том, как реализуются инвестиционные проекты с участием средств Инвестфонда, "Российской газете" рассказал министр регионального развития Виктор Басаргин.

После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС некоторые инвестиционные проекты стали еще более актуальными. В частности, эксперты говорят о необходимости ускорить строительство Богучанской ГЭС. Как обстоят дела с реализацией этого проекта?

Строительство Богучанской ГЭС запланировано в рамках реализации крупного инвестиционного проекта "Комплексное развитие Нижнего Приангарья". Ввод в действие этой гидростанции, безусловно, повысит энергообеспеченность региона. Хочу подчеркнуть: государство выполняет все свои обязательства по этому проекту. Улучшение ситуации с энергообеспеченностью России мы связываем также с реализацией проекта "Комплексное развитие Южной Якутии". В рамках его реализации будет построена Канкунская гидроэлектростанция мощностью 1300 МВт, проложены 1200 километров линий электропередачи, построены 7 подстанций.

А как обстоят дела с реализацией других инвестиционных проектов с участием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации? Сократился ли объем государственных инвестиций в связи с кризисом?

Распоряжениями правительства утвержден 21 инвестиционный проект. Все они имеют общегосударственное значение. Ряд из них уже реализуются.

В этом году с учетом новых экономических реалий мы провели переговоры с инвесторами по оптимизации затрат на проекты. В результате общий объем бюджетных ассигнований Инвестфонда на финансирование инфраструктурных проектов в 2009 году сокращен более чем наполовину (с 113,54 миллиарда рублей до 53,8 миллиарда рублей). Часть бюджетных ассигнований мы перенесли на будущее. Когда решали вопрос о том, финансирование каких конкретно проектов сокращать, учитывали их комплексный социально-экономический эффект в контексте мирового финансово-экономического кризиса, а также степень готовности объектов.

Как регионы участвуют в реализации инвестиционных проектов?

Постановлением правительства от 1 марта 2008 года была введена новая категория проектов Инвестфонда - региональные инвестиционные проекты, установлены требования к структуре проектов и определен порядок рассмотрения заявок на финансирование региональных инвестиционных проектов.

Отбор заявок по региональным проектам был объявлен с 1 сентября 2008 года. С тех пор мы получили 111 заявок от более 40 субъектов Федерации на предоставление государственной поддержки. Общая стоимость проектов - около 200 миллиардов рублей, в том числе из Инвестфонда - более 27 миллиардов рублей, а из средств частных инвесторов - около 160 миллиардов рублей. На заседании правительственной комиссией по инвестиционным проектам были одобрены 19 из них общей стоимостью более 103 миллиардов рублей в прогнозных ценах. Из них порядка 8 миллиардов рублей составляют средства регионов.

Насколько региональные проекты интересуют бизнес?

Частные инвесторы получают в качестве партнеров федеральные и региональные органы власти, которые помимо финансов предоставляют и государственные гарантии, облегчают решение административных вопросов.

Даже если взять только те проекты, которые уже одобрены, то в них объем вложений частных инвесторов составляет порядка 85 миллиардов рублей. Таким образом, на каждый рубль государственных инвестиций приходится почти 5 рублей частных.

Есть ли регионы, которые не отказались от инвестпрограмм в связи с кризисом и, возможно, даже нарастили их?

Такие регионы есть - Татарстан например. В республике реализуется инвестиционный проект федерального значения "Строительство комплекса нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов". Ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса намечен на декабрь следующего года. Работы на объекте не прекращаются круглые сутки. При этом 6000 человек, занятых на строительной площадке, 1000 единиц техники - это примерно половина тех рук и сил, что будут привлечены сюда в ближайшем будущем. Для обеспечения приезжих строителей и иностранных специалистов жильем уже возведено около 66 000 квадратных метров квартир, строится еще 87 500 квадратных метров.

Какие средства уже освоены?

Строительные и монтажные работы выполнены на 19,2 миллиарда рублей, из которых 11 миллиардов приходятся на 2009 год. В сутки здесь производится работ более чем на 100 миллионов рублей.

Кто основной инвестор?

Компания "Татнефть". Она же - координатор строительства. Нижнекамский проект позволит перерабатывать тяжелую высокосернистую нефть на месте ее добычи. Вместо продажи за границу сырого продукта начнется экспорт высококачественных нефтепродуктов. Поэтапный ввод трех взаимосвязанных между собой заводов позволит выпускать 18 видов продукции высокого передела нефти. Считаю, что это яркий, технологичный проект, открывающий отечественной продукции новый коридор конкурентоспособности, в том числе и на международном рынке. В кризисных условиях он имеет большое значение еще и потому, что дает развитие строительному комплексу, обеспечивает высокооплачиваемой работой тысячи людей.

Кроме того, в Татарстане реализуется региональный инвестиционный проект "Камские Поляны". На этом производстве будут выпускать материалы из полимерного сырья, который сейчас приходится импортировать. Сейчас на объекте ведут строительные работы и монтаж оборудования. Примечательно, что поселок "Камские поляны" задумывался для обеспечения работы атомной электростанции, но она так и не была построена. Поэтому уровень безработицы здесь очень высок. Так что инвестиционный проект наряду с экономическим дает и ярко выраженный социальный эффект.

Как инвестпроекты могут помочь дотационным регионам?

Инвестпроекты создают в этих регионах "точки роста". Возьмем, например, строительство железной дороги Кызыл-Курагино в увязке с освоением Элегестского месторождения в Республике Тыва. По оценке экспертов поступления в федеральный бюджет при его реализации составят 11,8 миллиарда рублей; а в региональные - 5,4 миллиарда рублей. По оценкам экспертов на строительно-монтажных работах будет занято более 20 тысяч человек, в эксплуатации - около 4 тысяч.

Прогноз валового регионального продукта Республики Тыва на 2015 год без учета проекта - 25 миллиарда рублей, с учетом проекта - 58,7 миллиарда, а с учетом мультипликативного эффекта от проекта - 95 миллиардов рублей.

Таким образом, реализация проекта строительства железной дороги Кызыл-Курагино в увязке с освоением Элегестского месторождения позволит увеличить доходную базу республиканского бюджета, а также преодолеть дотационность, вывести экономику на новый уровень развития производительных сил и интегрировать географически изолированный регион в федеральное экономическое пространство.

Регионам непросто получить средства Инвестфонда. Не избыточны ли требования к субъектам Федерации, которые предлагают инвестиционные проекты?

Конечно, путь к деньгам сложный. Но все прекрасно понимают, что решение об инвестировании средств государства очень ответственно. Сам расчет параметров крупных инвестиционных проектов - процесс достаточно трудоемкий и дорогой, велики и затраты времени. Со стороны государства мы стараемся максимально упростить процедуру согласования, сократить время рассмотрения заявок и уже внесли в правительство предложения, которые предполагают расширение возможных форм взаимодействия государства и частного партнера, сокращение сроков рассмотрения, согласования и подготовки проектов, снижение стоимостного критерия (порога) для проектов регионального масштаба.

В заключение вопрос по конкретному знаковому проекту: как идет строительство автотрассы Москва-Санкт-Петербург? Есть ли проблемы с финансированием?

Инвестиционный проект "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км" реализуется в сроки, соответствующие его паспорту. Ведутся работы по изъятию земельных участков, необходимых для строительства автодороги и полосы отвода. По состоянию на конец июня кассовое исполнение в 2009 году составило 66,4 миллиона рублей. 30 июля 2009 года заключено Концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе этого участка скоростной автодороги.

Досье"РГ"

Басаргин Виктор Федорович родился 3 августа 1957 года в Асбесте Свердловской области.

В 1976 г. окончил Асбестовский горный техникум, в 1984 г . - Свердловский Горный институт

им. В.В. Вахрушева, в 1991-м - Уральский социально-политический институт.

Имеет квалификационный аттестат специалиста по работе с ценными бумагами (ФКЦБ России, 1998), сертификаты риелтора (Минимущества РФ, 1999), арбитражного управляющего (ФСФО России, 1999). Кандидат экономических наук.

Трудовой путь начал в 1976 г. помощником машиниста экскаватора, затем работал взрывником, старшим инженером лаборатории, инженером-технологом комбината Ураласбест. В 1983-85 гг. - секретарь комитета ВЛКСМ Центрального рудоуправления комбината Ураласбест, с 1985-го - первый секретарь Асбестовского ГК ВЛКСМ, с 1987-го - секретарь Свердловского ОК ВЛКСМ. В 1992-94 гг. - начальник отдела, заместитель председателя Фонда имущества Свердловской области. С 1994-го - первый заместитель председателя Свердловского областного комитета по управлению госимуществом, с 1996-го - председатель ГУ Фонд имущества Свердловской области. В 2000/2001-м - начальник управления аппарата полномочного представителя Президента РФ в УФО. С 2001/2008-м - заместитель полномочного представителя Президента РФ в УФО. С октября 2008-го - министр регионального развития Российской Федерации.

дословно

Владимир Путин, Председатель Правительства РФ:

- Общие инвестиционные расходы прошлого года - 858 миллиардов рублей, а в этом году - 1,1 триллиона, из них свыше 800 миллиардов - это практически строительство по разным направлениям.