Как писала "РГ" (16.01.2009), Центр подготовки космонавтов в Звездном городке передан от минобороны Роскосмосу. Как идет переход ЦПК в "гражданские руки"? С этим вопросом корреспондент "РГ" обратился к начальнику Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина Сергею Крикалеву.
Российская газета: Сергей Константинович, на ликвидацию воинской части и создание нового федерального государственного бюджетного учреждения в Звездном городке отводилось девять месяцев. Прошло уже больше. Передача дел завершилась?
Сергей Крикалев: Дела уже практически переданы. Сейчас решается вопрос с имущественным комплексом, который был закреплен за министерством обороны. Оно должно перезакрепиться за Роскосмосом. Оформляются документы.
РГ: Речь идет об уникальной технике, включая авиационную?
Крикалев: Не только. Там здания, сооружения, трубы, тренажеры, компьютеры, офисная мебель... Имущественный комплекс - это и движимость, и недвижимость. К сожалению, процесс передачи затянулся больше, чем хотелось бы.
РГ: Была информация, что какая-то загвоздка даже с документами на землю, занимаемую Звездным городком.
Крикалев: Действительно, прежде чем землю передать, ее надо оформить. А когда начали оформлять, то выяснилось, что здесь много проблем с документами. Но какие-то восстановили. Наверное, это было интересно даже с исторической точки зрения, потому что выяснилось, что первичные документы о закреплении земли были подписаны еще Сталиным.
РГ: Любопытно.
Крикалев: Да, любопытно. Думаю, что когда времени будет побольше, еще поковыряемся в истории. Возникли проблемы и по разделению земли. Потому что раньше в воинскую часть входила и жилая, и техническая территория. То есть дома, где живут сотрудники центра, и собственно сам Центр подготовки. Нам как предприятию Роскосмоса должна передаваться только земля технической территории. Есть разные точки зрения на это.
РГ: Военный городок преобразуется в ЗАТО?
Крикалев: Да, будет муниципальное образование. Сейчас оно пока остается под управлением и под обеспечением министерства обороны. Так записано в постановлении правительства.
РГ: Знаю, что космонавтов готовят в том числе на уникальном самолете-лаборатории, на котором иллюминаторы из кварца 850 на 700 мм. Кому он теперь принадлежит?
Крикалев: Самолет отдан министерству обороны. Решение принято, все бумаги подписаны. Самолет уже закреплен за другим подразделением министерства обороны.
РГ: И как вы будете им пользоваться?
Крикалев: Видимо, будем как-то договариваться. Это самолет-лаборатория, который специально создавался под визуальные наблюдения, и он же использовался для доставки экипажа на Байконур, а также для возврата космонавтов. Он был так оборудован, чтобы после длительного полета, когда экипаж еще слаб, привозить его сюда в комфортных условиях.
РГ: А военных инструкторов сколько теперь в центре?
Крикалев: В составе нашего контингента 210 военнослужащих. Часть из них космонавты, часть - инструкторы, часть - обеспечивающий персонал. На самом деле, как говорят военные, если бы Звездный городок остался в ведении минобороны, то количество военнослужащих и полковников было бы еще меньше. Всего у нас 25 полковников. Так что в какой-то мере военнослужащим повезло, что произошел переход в Роскосмос: их осталось больше.
РГ: Сейчас в ЦПК кто готовится?
Крикалев: Что касается подготовки, то все идет по плану. Готовятся представители Европейского космического агентства, канадцы, американцы. Только что основной и дублирующий экипажи очередной экспедиции на МКС, старт которой намечен на 30 сентября, сдали предполетные экзамены. Начались комплексные тренировки.
РГ: Из космических туристов кроме Ги Лалиберте кто готовится?
Крикалев: Дальше пока будут летать только профессионалы.
РГ: Кстати, на МАКСе одна международная компания представила проект по доставке на орбиту туристов на базе многоразового возвращаемого аппарата "Алмаз", в свое время созданного и испытанного в НПО машиностроения. Как вы относитесь к подобным проектам?
Крикалев: Если будут какие-то программы, которые позволят получить альтернативный доступ в космос, это хорошо. Американцы вкладывают сейчас в такие коммерческие полеты большие средства. Думаю, увеличение количества людей, делающих такие системы и капсулы, позволит оптимизировать цены, увеличить немного конкуренцию, что пойдет на пользу делу.
РГ: Самая главная нерешенная проблема на сегодня какая для вас?
Крикалев: Я думаю, самая главная проблема - это передача собственности. Просто требуются бумажное оформление и прохождение определенных процедур. У нас ведь был не только самолет-лаборатория, но и другая авиационная техника. Тот же самый процесс передачи самолетов затрудняет их использование: пока все не закреплено законодательно, пока они не зарегистрированы, мы не можем их эксплуатировать.
РГ: Вы шесть раз летали в космос, пробыв там в общей сложности 803 дня. Этот рекорд будет побит, наверное, не скоро. Скажите, а что сложнее: долго летать или руководить на Земле?
Крикалев: Везде есть свои сложности. Особенно если делать все хорошо. Это, конечно, требует усилий и нервных, и физических, и психологических. Надеюсь, та закалка, не столько даже сами полеты, сколько подготовка к ним, позволит пройти успешно эту сложную фазу перехода от одной системы управления к другой.