Статью Дмитрия Медведева, а также итоги ярославской конференции вчера обсуждали многие, а первый замглавы президентской администрации Владислав Сурков выразил надежду, что "эта конференция приживется".
- Революции не рождают никакой новой экономики, настрой на спокойное развитие - это ключ к будущему, - заявил вчера Владислав Сурков, выступая на заседании секции форума "Единой России" "Стратегия-2020".
Секция "Наша демократия" собралась вчера на совещание в Доме Пашкова, чтобы обменяться впечатлениями о статье Дмитрия Медведева "Россия, вперед!", опубликованной на прошлой неделе, и о ярославской конференции, состоявшейся в этот понедельник. Любопытно, что почти в то же самое время, но в Думе, на те же самые темы высказывалось руководство компартии, демонстрируя отличное знание президентских текстов.
Высказал свое мнение по этим двум главным информационным поводам и первый замглавы президентской администрации Владислав Сурков, регулярно посещающий "единороссовские" дискуссии. "Мне кажется, что мы готовы к выходу на рынок политических идей", - и Сурков особо подчеркнул, что форум такого уровня, как в Ярославле, практически не имеет аналогов в мире и ни разу до сих пор не случался на территории РФ. "Очень надеюсь, что эта конференция приживется, потому что на самом деле место не настолько занято, я абсолютно уверен, что наши дискуссии, обсуждения, наши слова - все это делается не зря", - полагает первый замглавы президентской администрации. Он с явным удовлетворением цитировал прозвучавшие в понедельник (см. номер "РГ" от 15 сентября) выступления премьер-министра Франции Франсуа Фийона или главы правительства Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, говоривших о тех болезненных проблемах, которые еще несколько лет назад было немодно поднимать, хотя российская сторона их пыталась вынести на всеобщее обсуждение.
Хитро улыбаясь, Владислав Сурков заметил: "Мы помним дискуссии внутри России о пресловутой суверенной демократии, говорили, что суверенитет - архаическое понятие, а сегодня это все говорят совершенно нормально, национальное суверенное государство имеет значение".
- Оказалось, что суверенитет - вещь современная, что без этого никуда, - твердо заявил Сурков.
Он напомнил и слова Барака Обамы, признавшего вклад России в окончание "холодной войны": "Может быть, это были слова вежливости, но это было сказано на весь мир, так что я уверен - слова имеют значение, и то, что Америка стала так говорить, это заслуга России Путина, когда мы первыми возвысили голос". Впрочем, о пользе дискуссий в рамках и без того широкого обсуждения первый замглавы президентской администрации долго говорить не стал. Зато предложил обратить внимание на выдвинутый президентом тезис о скорости перемен, тем более что сам занимает пост заместителя в комиссии по техническому развитию. Например, он признал, что процесс модернизации постоянно вязнет в обсуждениях и даже зафиксировать сроки о переходе к использованию энергосберегающих лампочек Россия пока не смогла, вместо этого "демонстрируется полная свобода в дискуссиях", так что после этого тронуть крупные энергопотребляющие предприятия кажется чрезвычайно трудным. С такими же проблемами сталкивается власть и когда речь заходит о борьбе с коррупцией.
"Мне кажется очень правильной некровожадная идеология, которую выбрал президент, это показывает, что он очень щепетильно относится к человеческой безопасности и к человеческой жизни, ведь использование ненасильственных методов - это минимизация репрессивной роли государства", - заявил Сурков.
Он полагает очень важным в прозвучавших выступлениях Дмитрия Медведева "этот настрой на постепенное эволюционное развитие, потому что у нас много торопящихся людей или тех, кто ничего не делает". Задавшись вопросом о том, как доказать людям, что преемственность - это благо, первый зам главы президентской администрации заметил, что "мы должны ценить плавность перемен в политической системе, потому что из бардака ничего не вырастает". Сурков даже процитировал Льва Троцкого, заявившего однажды, что во всякой политической борьбе большого масштаба может наступить момент, когда можно открыть вопрос о бифштексе, заметив от себя, что ему лично такая идея перманентных революционеров никогда не была близка. "Свобода от болезни и от нужды - это тоже свобода", - и он коротко высказался насчет критических замечаний оппозиционеров о том, что им не хватает свободы на выборах.
- Сейчас такая манера появилась, что заявляют "я оппозиционер, регистрируйте меня на выборах" независимо от того, сколько там фальшивых подписей, это извращение политических принципов, если регистрировать людей только за то, что они являются оппозиционерами, - заметил Сурков.
Он вспоминал времена, когда специалисты с Запада пытались говорить о том, какие партии должны быть в российском парламенте или каким может быть рейтинг той или иной политической силы. И пришел к выводу, что ярославская конференция в этом смысле открывает совершенно новый этап: "Конференция пытается вырабатывать стандарты, и если мы сможем предложить легко считываемые критерии демократии, то даже не будет ничего страшного, если мы в них пока не попадаем, так что обсуждаем мы не зря".
Впрочем, идею открытой дискуссии главы государства с обществом никто и не оспаривал. Так, один из основателей либерально-консервативного клуба ЕР Валерий Фадеев заявил, что "необходимо вырабатывать систему стандартов и на их основе предъявлять претензии другим государствам". При этом Фадеев также уверен, что "высказанные президентом тезисы не отрицают стандарты суверенной демократии". А глава ФЭП Глеб Павловский удовлетворенно заметил, что Дмитрий Медведев ввел в своих выступлениях несколько новых понятий, таких как "умная политика", "просвещенное государство" и "очень ясно обозначил, что суверенитет - это не премия, а прежде всего обязательства государства".
Любопытно, что выступления президента впечатлили и коммунистов. Например, Геннадий Зюганов вчера заметил, что ярославская конференция "мне понравилась, серьезное и солидное обсуждение проблем, которые стоят перед человечеством, никакого пошлого оптимизма". Еще глава КПРФ оценил, что в понедельник "никто не пытался защищать либеральные взгляды" и много говорили о необходимости усиления роли государства. Тут он оперативно предложил обратиться к программе КПРФ и подготовленной им самим работе "Приговор капитализму", где президент, по его мнению, смог бы найти решения всех задач, поставленных им в его статье.